Обычно экономические и социальные исследования на затрагивают тему вхождения в бизнес людей различных возрастов, семей, трудовых коллективов. Социологи, по большей части, ограничиваются опросами по поводу желания заняться бизнесом в тех или иных группах населения. За рамками рассмотрения остаются такие вопросы, как работа на нестабильных и малоёмких рынках, совмещение бизнеса с работой по найму, попытки ограничить риски от возможных неудач в предпринимательской деятельности.
Законодательно и ментально мы разграничиваем бизнес и работу по найму, проводя между ними чёткий водораздел. Но в реальной жизни не всё так однозначно и определённо. Между наёмными работниками и предпринимателями существует значительная прослойка людей, находящихся в некоем переходном состоянии (см. рис.1).

Рис.1. Схема формирования питательной среды бизнеса за счёт самозанятых
На представленной выше схеме слой самозанятых находится между такими стратами, как «Предприниматели» и «Наёмные работники». И это не просто транзитный элемент, сквозь сито которого движутся восходящие и нисходящие потоки, это ещё и питательная среда бизнеса, или, говоря одним словом, протобизнес.
Термин протобизнес означает, что в недрах этого социально-экономического пространства циркулирует достаточно большое количество граждан страны, находящихся в поиске карьеры и жизненного пути. Кто-то пробует себя на предпринимательской стезе вынужденно, из-за нехватки денежных средств или из-за неудовлетворённости своим текущим состоянием, кто-то из специалистов пытается уйти «на вольные хлеба», покидая госслужбу, лечебное или научное учреждение, а кто-то – как, например, студенты, пытается нащупать дорогу в более активную, интересную и обеспеченную жизнь.
Специфической особенностью среды протобизнеса является то обстоятельство, что активные (пассионарные) люди, пытающиеся встроиться в предпринимательское сообщество, сталкиваются с рядом труднопреодолимых препятствий, в число которых входят:
— отсутствие сколько-нибудь значительного первоначального капитала;
— неимение опыта взаимодействия с производителями, потребителями (покупателями), государственными контролирующими и надзорными органами;
— отработка мелкого, сезонного и разового спроса, который зачастую не даёт стабильного дохода.
Преобладающее большинство акторов протобизнеса пытается минимизировать финансовые риски, совмещая коммерческую деятельность и работу по найму – что весьма логично с прагматической точки зрения.
Иллюстрации выхода в протобизнес и далее в предпринимательскую среду мы рассмотрим ниже.