Женщины в бизнесе: пути вхождения и реализация потенциала

Женщина в бизнесе

Женщина в бизнесе

Общераспространенным является мнение о том, что в бизнес идут люди молодые, энергичные, ищущие путей самореализации и повышения собственного благосостояния. Иными словами, считается, что предпринимательская деятельность – удел молодых, в бизнес идут «с младых ногтей», когда человек легок на подъем, в нем мало консерватизма и много новых идей. Это положение характерно как для сильной, так и прекрасной половины человечества.

Так ли это на самом деле и какова специфика ситуации в России? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в рамках настоящей статьи.

Начнем с констатации того факта, что большинство современных российских бизнесвумен  пришли в предпринимательство не в самом юном возрасте. Категория молодых девушек и женщин в возрасте от 18 до 30 лет составляет в этом кластере не более 40% (см. рис.1). Некоторая часть из них (примерно 5%) начинают заниматься бизнесом в связи с семейной традицией, так как у родителей или родственников уже имеются предприятия в сфере торговли, общепита, оказания услуг, производства или интернет-технологий.

Рис.1. Мотивы вхождения в бизнес женщин различных возрастных групп.

Рис.1. Мотивы вхождения в бизнес женщин различных возрастных групп.

Другая часть, составляющая большинство кластера, начинают заниматься предпринимательством, не имея соответствующей семейной традиции. Именно по ней принято судить о роли женщины в бизнесе. Но на самом деле – это всего лишь треть от численности российских бизнесвумен. Видимо, внешний антураж, модели поведения в быту, на улице и на работе привлекают к этой категории предпринимателей наибольшее общественное внимание, что и позволяет делать неверные выводы о всей категории женщин, являющихся владельцами (или совладельцами) бизнеса.

Второй укрупненной группой женщин, вступивших на путь предпринимательства в более зрелом возрасте, являются бизнесвумен, пришедшие в коммерцию по причине моральной неудовлетворенности, конфликта с начальством из-за пределов карьерного роста или по причине открывшейся возможности (случайной или ожидаемой) открыть свое дело.

Иногда решение идти в бизнес принимается из-за эффекта «стеклянного потолка» для женщин, то есть определенного барьера, воздвигаемого по половому признаку. Так, Россия занимает 70-е место в мире по количеству женщин-министров и по этому показателю находится рядом с Эфиопией и Того. По количеству женщин в парламенте мы на 84-м месте (14%). В Совете Федерации женщин еще меньше (4,7%) (Прив. по: http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=113172). Понятно, что умные, энергичные и волевые представительницы прекрасной половины российского общества не хотят мириться с имеющимися предрассудками и дискриминацией.

Работая на постах руководителей отделов маркетинга, сбыта, IT-подразделений, PR-структур, организуя продажи и работу с клиентами, женщины быстро осваивают схемы деятельности предприятия (особенно быстро это происходит в малом бизнесе), понимают, как это можно усовершенствовать или улучшить, и организуют собственное предприятие, уводя клиентов от незадачливого владельца бизнеса.

Сложившиеся деловые связи и опыт коммерческой деятельности при работе по найму могут также играть значимую роль и в более старших возрастных группах. Но здесь уже вступают в силу факторы возрастной психологии, когда консерватизм и достаточно устойчивое финансовое положение препятствуют вхождению в бизнес. Это вполне естественно с житейской точки зрения – стоит ли менять синицу в руке на журавля в небе (который может обернуться уткой под кроватью). Риск с возрастом становится все менее приемлемым, стабильность ценится больше, чем риск и возможность резко нарастить богатство.

Преодолеть нерешительность помогают неожиданные удары судьбы, когда женщина теряет кормильца, муж умирает или уходит к другой. Сильное потрясение и потеря источников дохода заставляют женщину действовать более решительно, смело, напористо. Именно на этой стадии у женщин просыпаются таланты и способности к предпринимательству. Понимая, что некуда отступать, женщины наполняются внутренней энергией и уверенностью в своих силах. То, что раньше казалось недоступным, о чем до этого и не помышляла, теперь становится досягаемым и естественным. Новый круг общения – в числе которого такие же бизнесвумен, позволяет изменить сознание, ценности, представления о горизонтах достижимого.

Особенно много деловых российских женщин из категории 41-49 лет пришли в бизнес по вынужденным обстоятельствам в период 1990-х годов, когда наша страна претерпевала системные трансформации, когда закрывались государственные предприятия и понемногу расцветала рыночная экономика. Тогда многие женщины вынужденно стали индивидуальными предпринимателями, которые стали основой для существующих ныне юридических лиц.

Наконец, старшая возрастная группа бизнес-вумен от 50 до 60 лет также достаточно многочисленная. Она составляет по разным городам и сельским населенным пунктам от 10 до 20%. Мы ее усредняем до 15% и полагаем, что в ближайшие 3-5 лет эта категория вполне может возрасти на 3-4 процентных пункта.

Почему это произойдет? Дело в том, что российская экономика в ближайшие годы будет вытеснять людей предпенсионного и пенсионного возраста из государственного и частного сектора. Рост производительности труда, подталкиваемый новыми технологиями, будет побуждать государство и собственников предприятий из негосударственного сектора повышать эффективность работы любых учреждений и организаций за счет сокращения наемного персонала. Под ударом окажутся здравоохранение, образование, наука, государственные учреждения и аппарат управления. Всем этим людям придется выбирать – или пассивно отдыхать на даче или на лавочке возле подъезда, или идти в бизнес, организуя собственное дело.

Уже сейчас можно сказать, что все большее количество женщин выбирает второй вариант. Это особенно характерно для тех, кому еще нет заветных 55 лет, позволяющих выбрать пусть небольшую, но гарантированную пенсию. Помыкавшись по службам занятости и придирчивым работодателям, которые дают понять, что возраст у дамы уже бальзаковский, женщины вынужденно решаются на отчаянный шаг – заняться предпринимательством в предпенсионном или пенсионном возрасте. И у некоторых это весьма неплохо получается. Потом они с удивлением себя спрашивают – почему же я всю сознательную жизнь работала по найму, не используя возможности свободного предпринимательства?

Переосмысление путей прихода в бизнес женщин даст возможность государству увидеть новые явления и тренды в российской экономической и деловой жизни. Женщин следует более акцентировано поддерживать в их инициативных бизнес-начинаниях – особенно в старших возрастных группах. Причем эта поддержка должна быть не только, и даже не столько финансовая, сколько моральная, информационная, образовательная и правовая. Федеральным и местным властям следует начать в полном объеме социальную рекламу женского предпринимательства, показывать массовой аудитории положительные примеры гендерного бизнеса – тем более, что их более, чем достаточно.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.