Категория «образование» — очень широкое понятие, которое включает в себя многие элементы и смыслы. В повседневной жизни нам часто приходится слышать о системе высшего и среднего специального образования, о школьном и корпоративном образовании, о высоком или недостаточном образовании отдельных работников или профессиональных групп. Чтобы сделать значение данного термина более понятным, подразделим его на два толкования.
- В широком смысле под образованием понимается вся общественная система передачи знаний, умений и накопленного опыта от носителей знания к их получателям.
- В узком смысле образование трактуется как процесс становления личности, развитие её познавательных и творческих способностей, усвоение дисциплины, способов общения, накопление багажа знаний.
Человек, живущий в рамках какого-либо общества, всегда получает знания и информацию об окружающей его действительности. Однако эти знания отрывочные, по большей части эмпирические и неглубокие. Донести до обучающихся знания фундаментальные, систематизированные, востребованные и современные призваны специальные образовательные учреждения – школы, гимназии, институты и университеты. Однако человек и сам может многого достигнуть, усваивая знания самостоятельно, посредством всех доступных способов – общения со специалистами, чтения книг, специальной периодики и учебной литературы, изучения материалов интернет-сайтов и т.д. Такой способ повышения квалификации и получения новых знаний называется самообразованием.
Образование выполняет в обществе несколько важнейших функций, к числу которых относятся культурная, социальная, политическая, военная и экономическая.
Культурную функцию образования довольно чётко изложили в своих трудах мыслители эпохи Просвещения. Согласно идеям Ламетри, Дидро, Гельвеция мракобесие, невежество, религиозный фанатизм – главные причины человеческих бедствий. Исправление нравов, морали общества, движение его по пути экономического и социального прогресса возможно только с помощью образования. Эта концепция находит свою поддержку и в настоящее время. Образованные и культурные люди предпочитают иные способы развлечения, времяпрепровождения и трудовой деятельности, нежели индивиды необразованные, не получившие надлежащего воспитания.
Социальная функция заключается в признании образования одной из основных компетенций личности, влияющей на социальный статус, уважение, престиж того или иного индивида. Не только в России, но и во многих других странах высшее образование рассматривается людьми как необходимая ступень в карьерном движении, занятия определённых должностей или видных мест в профессиональном сообществе.
Политическая функция образования выражается в доминировании государств, где система науки и просвещения развита лучше, чем у других. Здесь можно выделить внутреннюю и внешнюю политику. Что касается внутриполитической жизни, то образованные граждане иначе смотрят на свободы личности, демократию, способы управления страной, чем люди невежественные и плохо образованные. Достаточно взглянуть на результаты опросов социологов, которые подразделяют респондентов по уровню образования, чтобы понять глубину различий. Разумеется, от степени образования госслужащих зависит качество управления государством. На внешнеполитической арене высокий или низкий уровень образования граждан какой-либо страны трансформируется в её имидж, уважение или неуважение со стороны соседей и других государств.
Военная (оборонительная) функция образования находит своё воплощение в уровне подготовки военных и гражданских специалистов, их профессиональной пригодности и умении обращаться с самыми современными видами вооружения. Как заметил в своё время известный полководец герцог Веллингтон, нанёсший поражение Наполеону: «Битва при Ватерлоо была выиграна на полях для игр Итона», имея в виду образование, даваемое Итонским колледжем.
Наконец, экономическая функция образования выражается в качестве человеческого капитала, его профессиональных знаниях, восприятии инноваций, типах осуществления предпринимательской деятельности.
В системе образования основными участниками (акторами) являются:
— носители знания (преподаватели, учителя), передающие его обучающимся;
— получатели знаний (учащиеся, студенты, школьники);
— менеджеры (администраторы), управляющие учебными заведениями и системой образования на местном и государственном уровне.
Всё динамично меняется в современном быстро развивающемся обществе – в повседневную жизнь всё глубже проникают информационные технологии, технические и образовательные инновации, меняются грани взаимодействия пары «учитель-ученик». Соответственно, система образования также должна модернизироваться под новые нужды экономики и общества. Поэтому актуальными проблемами образования остаются следующие моменты:
— продолжительность и интенсивность обучения людей в образовательных учреждениях разного уровня;
— перечень учебных дисциплин и количество выделяемых на них учебных часов, соотношения самостоятельной и аудиторной работы;
— способы взаимоувязки образовательной, производственной и практической деятельности;
— соотношение платности и бесплатности образования, величины оплаты труда учителей и преподавателей;
— степень удовлетворённости всех участников образовательного процесса (включая бизнес и общество в целом) условиями передачи знаний и конечными результатами.
Мировоззрение, его виды и формы
Самосознание индивида и социальное поведение
Индивидуальное и общественное сознание
Природное и общественное в человеке
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Истина, её относительность. Критерии истины
Экономические системы и собственность
Факторы производства и факторные доходы
Экономика и экономическая наука
Рациональное поведение экономических субъектов
Инфляция: причины и последствия
Источники финансирования бизнеса
Постоянные и переменные затраты
Спрос и предложение. Равновесная цена
Роль государства в рыночной экономике
Многовариантность общественного развития