Первая половина ХХ века ознаменовалось крупными переменами на политической и экономической карте мира. В этот период состоялись две мировые войны, произошел взлет и падение националистических государств, образовалась система социалистических стран. Казалось, что роль христианства в современном мире неуклонно снижается, теряются позиции церкви как морального оплота общественной жизни.
Но утрата влияния христианства была лишь иллюзией; за бурными революционными событиями и войнами была незаметна большая аналитическая и идеологическая работа, проводимая церковью для создания новой духовной платформы грядущего общества. Причем эта платформа далеко выходила за рамки отдельных государств и даже континентов, потому как вероучения не знают национальных границ, носят универсальный и всеобщий характер.
Отвечая на вызовы времени, папа Пий XI издал в 1931 году энциклику «Квадрагесимо Анно» («Сороковой год»), ставшую логическим продолжением «Рэрум Новарум», изданную сорок лет назад. В этом послании католическая церковь внесла уточнения в свою социальную доктрину и взгляды на экономические процессы.
Разъяснить свою позицию и указать новый путь развития, который бы базировался не на капитализме или социализме, а на христианских моральных ценностях, церкви было необходимо, так как в образовавшиеся лакуны постепенно проникали другие вероучения протестантского, сектантского или мистического направления. И это не говоря уже о коммунистических режимах, которые практически полностью отрицали какое-либо значение церкви и даже осуществляли репрессии против ее служителей.
Здесь нам придется немного отступить назад и бросить ретроспективный взгляд в недавнее прошлое.
Протестанты, в большей части своей, исповедуют личную веру и для собственного спасения не нуждаются в посредничестве церкви между Богом и собой. Христианская церковь, напротив, исходит из того, что каждый человек может быть спасен только через великую общину верующих и институт церкви. Таким образом, протестанты опираются на либерализм и индивидуализм в экономических отношениях, тогда как католическая и православная церковь исповедует коллективизм и взаимопомощь.
Из наиболее значительных мистических учений следует упомянуть доктрины Джона Рёскина и Льва Толстого. Концепции социального христианства этих теоретиков новой жизни расходятся по своему внутреннему содержанию с трактовками церкви традиционной. И Рёскин, и Толстой предавали проклятьям эгоизм капитализма, бездушие машины государственной и экономической эксплуатации людей. Жить по совести и справедливости – вот единственно правильный принцип. Гедонистическое поведение как главный мотив хозяйственных отношений и деньги как орудие эксплуатации, как элемент воскрешения рабства, должны быть удалены из общественного бытия.
По Рёскину, новое общество должно быть аристократическим, рыцарским, героическим. Толстой же предлагает иную модель – сельской общины, где каждый занят физическим трудом, который обязателен для всех. Это необходимо потому, поясняет Толстой, что нелепо и безнравственно жить в праздности, оплачивая труд других людей деньгами, полученными по наследству или рентными платежами.
Труд должен быть гарантирован всем и вознаграждаться должен не в соответствии со спросом и предложением, а по справедливости. Гонорар адвоката, врача или профессора должен быть прописан законом. Все природные богатства страны должны быть национализированы. Не только система образования, но и система воспитания людей должна быть организована наилучшим образом, так как надо «наставлять в чистоте, красоте, повиновении, службе другим» и важно «приобрести способность удивляться, надеяться и любить».
Толстой является подлинным христианским коммунистом, которого православная церковь изгнала из своих рядов. Он язвительно надсмехается «над низким и скотским инстинктом, которые люди называют чувством или правом собственности». Его программа – возврат к земле и общинная обработка ее. Производить свой хлеб – неизбежный закон человеческого существования, говорит своим последователям Толстой. А разделение труда – не более, чем дьявольское наваждение.
Обеспокоенная всеми вышеперечисленными тенденциями, римско-католическая церковь предложила мирянам свою современную доктрину. Место рыночного либерализма и коммунистического коллективизма должна занять христианская демократия, которая провозглашает незыблемым право частной собственности, ликвидация которой способна нанести непоправимый вред рабочим.
Чрезмерная концентрация прибыли в руках промышленников, финансистов и предпринимателей церковь также считает крайне нежелательной – также, как и распределение прибыли только среди рабочего класса. Заработная плата должна определяться тремя факторами: ответственностью рабочего перед семьей, экономическими условиями предприятия и последствиями для экономики в целом.
В послевоенные годы идеи христианской демократии широко распространились в Западной Европе и на других континентах. Ныне это серьезная политическая и экономическая сила.
Христианско-демократическое учение в настоящее время основывается на следующих основных принципах:
— все люди имеют равные права – на труд, на отдых, свободу слова, право избирать и быть избранными. Отсюда следуют три главных принципа – социальное государство, демократия и социальная справедливость;
— ограниченная роль государства. Когда государство имеет слишком большую власть, то оно вырождается в тоталитаризм – преследует неугодных и инакомыслящих, людей других национальностей и вероисповеданий. Государство не должно решать задач, которые лежат на семье, церкви, общественных организациях;
— властные полномочия. В повседневной жизни людей им должны принадлежать те прерогативы, которые обеспечат местным сообществам решать определенный круг проблем на низшем уровне. Этот принцип должен лежать в основе деятельности профсоюзов, политических партий, местного самоуправления, корпораций и саморегулирующихся организаций;
— христианство как основа морали и политики. Религия касается всех сторон общественной жизни, служит базой для принятия решений в политике, экономике, культуре, торговле, взаимодействии с другими конфессиями. Милосердие, терпимость, смирение, доброжелательность, нравственность – вот фундаментальные принципы, на которых основывается сама христианская культура и цивилизация. При этом любые формы религиозного радикализма и расовой нетерпимости недопустимы.
Мифологический этап в истории экономических учений
Эмпирический этап: в поисках науки о благосостоянии
Экономические учения на базе христианства (Часть 1)