Экономические учения на базе христианства (Часть 1)

Социал-христианство

Социал-христианство

Создать стройную экономическую и социальную доктрину на основе религиозного учения долгое время не удавалось из-за противоречивости высоких духовно-нравственных подходов христианства и реальной жизнью, фундаментом которой был эгоизм и личный интерес каждого участника хозяйственных отношений.

Если обратиться к Библии и четырем каноническим Евангелиям, признанным церковью, мы не найдем там отдельно выделенного раздела, посвященного экономическим вопросам – тому, как надлежит вести хозяйство, строить государство и экономику. Есть лишь провозглашенные Христом общие принципы, связанные с богатством и распоряжением хозяйственными благами. Так, в Нагорной проповеди Христос говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут». Или: «Взгляните на птиц небесных – они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец наш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?». Христос призывает свою паству не заботится о дне завтрашнем, ибо день завтрашний сам позаботится о своем.

Что же касается воздаяния и перспектив загробной жизни в раю, то они для богатых, согласно христианскому вероучению, неблагоприятные: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное».

Понимание богатства как источника корысти, эксплуатации других людей, жестокости, предательства (вспомним о 30 сребренниках Иуды), породило в христианстве такие формы экономической и социальной жизни, как отказ от накопительства и принятие обетов бедности, возникновение института монашества.

В определенной мере раннее и средневековое христианство отождествляло богатство и предпринимательство с греховностью, с общественно не поощряемым образом жизни и стяжательством. Эту религиозную мораль, противоречившую духу нового времени, попытались модернизировать протестантские учения. Именно этой важной тенденции в трансформации христианского мировоззрения посвящена работа немецкого экономиста и социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», опубликованная в 1905 году.

По мнению М.Вебера, именно протестантские направления в христианстве стали со времен Мартина Лютера вехой в изменении религиозных ценностей, применительно к экономике и бизнесу. Теперь у крупных протестантских направлений вероучения краеугольным становится не мотив бедности и нестяжательства, а богоугодность обогащения людей за счет честного и напряженного труда, создания богатства страны и нации.

Религия не должна отрицать и порицать рынок, который на языке Библии называется «маммонизмом». Люди религиозные, имеющие твердые внутренние принципы и придерживающиеся известных моральных норм, напротив, ведут бизнес более успешно, нежели индивиды без сдерживающих этических барьеров, разрозненные и распираемые эгоизмом. Экономическая и предпринимательская деятельность, направленная на общее благо, должна быть поощряема и социально одобряема в новых условиях жизни современного общества.

Именно этим моментам посвящена известная энциклика папы Льва XIII «Рэрум новарум» («О новых временах»), опубликованная в 1891 году, — она осуждает социализм, освящает частную собственность, социальное неравенство, государство как божественное установление, проповедует классовый мир, рекомендует создавать рабочие организации, действующие под патронажем церкви.

Изменение позиции христианской церкви по вопросам экономики, бизнеса и роли государства произошло не только под влиянием новых хозяйственных тенденций. Социалистические учения и марксизм, которые набрали огромную силу в общественном сознании к концу XIX – началу ХХ века, не только умаляли роль церкви, но и вовсе отрицали ее. Со времен Великой французской революции христианство подвергалось гонениям (вспомним культ Верховного существа, внедрявшегося революционерами), грубый материализм вытеснял духовные образы и религиозные обряды из жизни пролетариата.

Требовались теоретически, идеологически и социально-экономически обоснованные учения, способные противостоять альтернативным политическим и хозяйственным доктринам, сформировавшимся в Европе ко второй половине XIX столетия.

Одной из таких доктрин стало учение французского ученого Фредерика Ле Плэ.

Будучи профессором металлургии, Ле Плэ увлекся впоследствии социальными концепциями построения более совершенного общества, чем существующие на то время политические и социальные режимы. Объездив за 20 лет всю Европу и Россию до Урала, кропотливо собирая и систематизируя факты, полученные от предпринимателей, рабочих и членов их семей, Ле Плэ изложил свои взгляды на новое общество в ряде монографий, посвященных методам социального исследования и будущему реформированию социума.

Главной трудом социально-христианской школы Ле Плэ является книга «Социальная реформа», вышедшая в свет в 1864 году. В ней Ле Плэ уделяет особо внимание заблуждениям прочих учений и конфликту поколений. «Заблуждение – наиболее частое и яркое явление социальной науки – подчеркивает Ле Плэ. – Пришествие каждого поколения равносильно нашествию маленьких варваров. Падение становится угрожающим, если родители не спешат укротить их воспитанием».

Либерализм физиократов и классической школы базируется на заблуждениях о «естественных законах», которые, по сути, являются лишь инстинктами, которые следует обуздать. А для этого необходима известная власть – но не государства, а власть отца семейства, потому как она более действенная, чем любая другая по следующим причинам:

— поскольку она носит природный характер, а не базируется на договоре;

— потому что она действует любовью, а не принуждением;

— она всегда рядом.

Таким образом, главной силой, цементирующей общество, является семья. Но не только она становится скрепой общества. Семье помогают такие институты, как трудовой коллектив и ассоциации, сформированные на профессиональных принципах. Именно ассоциации постоянно называются Ле Плэ, его учениками и последователями «Союзами социального мира».

Владелец бизнеса, по Ле Плэ, должен быть не просто собственником предприятия и создателем рабочих мест. Он должен стать отцом своим работникам, заботиться о них, помнить о заповедях и религиозных ценностях. То же самое можно сказать и о политическом руководстве страны: государство – это одна большая семья, в которой есть трудоспособные и нетрудоспособные граждане. Забота о всех слоях населения – служебная и духовная обязанность правящего класса.

Обследовав тысячи рабочих семей и владельцев бизнеса, Ле Плэ заявил, что « нет других счастливых семейств, кроме тех, которые группируются под сенью отцовской власти и следуют десяти заповедям скрижали». Такие семьи, которые живут в согласии, в любви к Богу, отличаются устойчивостью и согласием.

 

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.