Развитие инфляционных процессов в значительных размерах весьма негативно сказывается на экономике. Во-первых, инфляция с переменным темпом создает повышенную степень неопределенности для экономических субъектов; среднесрочное и долгосрочное планирование становится невозможным из-за непредсказуемости хозяйственных процессов. Этот момент подрывает стимулы к инвестированию по вполне понятной причине – реализация бизнес-планов предприятиями и отдельными предпринимателями становится слишком рискованным занятием.
Во-вторых, инфляция меняет типологию потребительского поведения – население предпочитает сразу тратить свои деньги, не дожидаясь, когда они обесценятся. Такое поведение оказывает на потребительский рынок повышенное давление, так как постоянный повышенный спрос провоцирует рост цен.
В-третьих, субъекты экономики стремятся использовать для сбережений и взаиморасчетов твердую иностранную валюту, игнорируя национальную денежную единицу. Это обстоятельство, с одной стороны, подрывает доверие к национальной денежной единице и вызывает ее недооценку, а с другой – затрудняет регулирование экономики посредством изменения массы денег в обращении.
Нельзя также не отметить и то обстоятельство, что высокая инфляция с переменным темпом вносит деструктивную составляющую на рынки банковского кредитования. Пытаясь снизить риски невозврата выданных денежных средств, коммерческие банки завышают процентные ставки по кредитам, что негативно отражается на процессах инвестирования, производства и потребления.
Стоит также указать, что высокая инфляция ударяет не только по национальной валюте, но и по национальному самосознанию. Великий российский сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин едко иронизировал на этот счет: «Нынче за рубль в Европе дают половину, а скоро будут давать по морде», подчеркивая ущербное положение россиян из-за нестабильности отечественной финансовой системы. Любое правительство мира, не способное справиться с инфляцией, считается слабым и недостаточно компетентным.
Естественно, что государство борется с инфляцией из-за ее вредных последствий. Пакет мер по сдерживанию инфляции достаточно хорошо известен и проверен на практике.
Одна из важнейших задач состоит в снижении инфляционных ожиданий. Другими словами, необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавить их от страха обесценения сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса. Такую задачу возможно выполнить при соблюдении двух условий:
Во-первых, требуется всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Только эффективно работающие рыночные механизмы способны вызвать расширение производства товаров и услуг, а, следовательно, замедлить рост цен. Лишь в этом случае вероятно изменение потребительской психологии, устранение из нее инфляционных мотивов. Пока потребитель не убедиться в том, что колебания цен приобрели рыночные формы, он сохранит губительную для экономики приверженность к инфляционному наращиванию текущего спроса;
Во-вторых, необходимо назначение такого правительства, которое твердо придерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользующегося доверием большинства населения. Когда правительство способно контролировать положение и добиваться реализации объявленных целей, то в этом случае возможно применение так называемого эффекта объявления, т.е. правительство заранее объявляет о намеченных лимитах темпа инфляции по месяцам и последовательно реализует такую политику. Экономические субъекты начинают постепенно изменять свое поведение (начинают делать сбережения, инвестировать в производство) и тем самым помогают государству преодолеть инфляцию.
Важная стратегическая задача антиинфляционного регулирования – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой проблемы можно двигаться двумя путями – увеличивая налоги или уменьшая расходы государства. Предпочтительным оказывается второй вариант, так как увеличение налогового бремени в лучшем случае приносит краткосрочный эффект, в долгосрочном плане такая политика оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического развития, а, следовательно, и сокращением поступлений в госбюджет. Кроме того, как уже было отмечено выше, завышенные налоги сами провоцируют инфляцию.
В то же время сокращение расходной части бюджета – довольно болезненный в социальном плане процесс. Если, например, сократить финансирование высших и средних специальных учебных заведений, то многие молодые люди будут вынуждены искать работу. Не нашедшие ее станут на учет в государственные службы занятости; этим людям необходимо будет выплачивать пособия по безработице и в этом смысле нагрузка на бюджет едва ли снизится в краткосрочной перспективе. Таким образом, следует учитывать социальные последствия сокращения расходной части бюджета, проводить их целенаправленно и планомерно.
Мощный антиинфляционный потенциал несет в себе приватизация государственной собственности, которая ведет к увеличению государственных доходов и сокращению расходной части бюджета. Приватизация ведет к развитию рынка ценных бумаг, а появление на рынке акций приватизированных предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.
Уменьшить давление излишних денег на потребительский рынок можно также и за счет повышения ставки процента по депозитам в банках. Надо добиться того, чтобы она была не меньше темпа инфляции.
Таким образом, государство, взаимодействуя с рыночной системой, пытается остановить инфляцию.