На протяжении всей истории человеческого общества делались попытки создания более совершенных, чем существующие, социально-экономических систем, которые бы обеспечивали человеку более высокий уровень жизни, где наиболее полно удовлетворялись духовные и материальные потребности общества. Многие выдающиеся философы и экономисты пытались отыскать в жизни общества те причины, которые порождали неравенство, бедность, несправедливость распределения создаваемых благ.
Наиболее известными трудами в этой области являются сочинение Т. Мора «Утопия» (1516 г.), где описан идеальный строй вымышленного острова Утопия, где нет частной собственности и обобществлено производство и быт; где труд – обязанность всех, а распределение произведенных благ происходит по потребности. Не менее известен создатель другой коммунистической утопии Т. Кампанелла. В его труде «Город Солнца» описывается общество, руководимое учено-жреческой кастой, в котором отсутствует частная собственность и семья. Воспитанием детей занимается государство, для всех обязателен 4-часовой рабочий день; досуг в этом обществе люди посвящают науке, просвещению и играм.
В дальнейшем проблемами общественного устройства и его реформированием занимались французские просветители – Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, Ш. Фурье. В конечном счете, именно их идеи оказали влияние на молодого К. Маркса. В 1840-х гг. Маркс пришел к выводу о необходимости теоретического обоснования коммунизма, превращении его из утопии в науку. Одновременно была дана методологическая основа марксисткой политической экономии, которая получила свое завершение в его фундаментальном труде «Капитал» (1867 г.).
Марксом был сформулирован основной закон капитализма, согласно которому производство максимума прибавочной стоимости и присвоение ее капиталистами путем увеличения численности наемных работников и усиление их эксплуатации носит характер закономерности. «Движущим мотивом и определяющей целью капиталистического процесса производства, – писал Маркс, – является возможно большее самовозрастание капитала, то есть возможно большее производство прибавочной стоимости, следовательно возможно большая эксплуатация рабочей силы капиталистом». Открытие же закона прибавочной стоимости Маркс считал конечной целью своего исследования в «Капитале».
Прибавочная стоимость, по Марксу, – часть стоимости товаров, производимых на капиталистических предприятиях, которая создается неоплаченным трудом наемных рабочих сверх стоимости их рабочей силы и безвозмездно присваивается капиталистом.
Стоимость при этом понимается как овеществленный в товаре общественный труд товаропроизводителей. Величина стоимости отдельного товара определяется количеством труда, затраченного на его производство и измеряется рабочим временем. Общественная стоимость товара определяется общественно-необходимым рабочим временем (т.е. при общественно-нормальных условиях производства, среднем в данном обществе уровне техники, умелости работника и интенсивности труда). Стоимость, по Марксу, лежит в основе цен товаров.
В изготовлении каждого вида изделий прямо или косвенно принимают участие предприятия различных отраслей хозяйства, сотни тысяч рабочих, объединенных капиталистической кооперацией труда. В результате этого процесс производства и труда все больше и больше обобществляется.
Однако, замечает Маркс, производство и его продукты принадлежат не тем, кто является их творцами, а частным собственникам – капиталистам и их монополистическим объединениям, которые используют коллективно созданные продукты в целях получения прибыли, а не в интересах всего общества. Таким образом, возникает антагонизм между наемным трудом и капиталом, который Маркс выделял как основное противоречие капитализма.
Это противоречие выражается также в анархии производства всего капиталистического хозяйства. Поэтому периодически возникают экономические кризисы перепроизводства и безработица.
Исходя из вышеперечисленных аргументов, Маркс пришел к выводу о необходимости революционного уничтожения капиталистического строя и его основы – частной собственности и замены его более прогрессивным социально-экономическим строем – социализмом, основанном на общественной собственности на средства производства. Маркс и его последователи полагали, что новая хозяйственная система, построенная на государственном и обобществленном производстве, предотвратит экономические кризисы и сможет обеспечить всем членам общества достойный уровень жизни. При этом социализм рассматривается Марксом не как общественно-экономическая формация, коей является коммунизм, а лишь подготовительной фазой, готовящей материальную базу для будущего коммунистического социума.
Россия воспользовалась данными рецептами великого мыслителя и в 1917 г. осуществила революционный переход к новому социально-экономическому строю – социализму. Основные экономические результаты функционирования этого строя мы рассмотрим ниже.
Именно «основной закон капитализма, согласно которому производство максимума прибавочной стоимости и присвоение ее капиталистами осуществляется путем увеличения численности наемных рабочих», является фундаментальным пороком Трудовой теории стоимости. Если бы было именно так, то никакого промышленного переворота не было бы, и мы на сегодняшний день жили бы при мануфактуре. Капиталист именно потому и модернизирует технически свое производство, дабы, сократив численность наемных рабочих, увеличить норму прибыли.