3.Объединение рисков и диверсификация
Неопределенность и риск – часть нашей жизни, устранить их полностью нельзя, но минимизировать можно, прибегая к объединению рисков и диверсификации. Чтобы понять, как работает механизм объединения риска, рассмотрим проблему страхования жизни. Бизнес, построенный на страховании жизни, должен основываться на точных расчетах по балансу приходящих страховых платежей и выплат по страховым случаям. Данные по смертности берутся из таблиц (см. рис.3).
Например, согласно этим данным, в среднем только 1% людей в возрасте 45 лет должно скончаться в будущем году. Страхование жизни не в состоянии помочь человеку уберечься от риска смерти, однако оно может помочь людям снизить риск того, что они после смерти оставят свои семьи без достаточных средств к существованию.
Пусть имеется 100 человек в возрасте 45 лет, при этом мы ничего не знаем о состоянии их здоровья. В соответствии с графиком смертности ожидается, что в течение будущего года умрет 1% общего числа, т.е. 1 человек. Можем ли мы быть уверены в том, что умрет именно один человек, а не двое или ни одного? Конечно, нет. Неизбежны болезни, преступления, смертельные травмы. Но вполне вероятно, что никто не умрет, или умрут два или более человек.
Теперь предположим, что речь идет о миллионе людей в возрасте 56 лет. Насколько можем мы быть уверены, что количество смертей будет близко к 1%? В данном случае мы можем иметь твердую уверенность в этом.
Для того чтобы понять, почему это так, мы должны вспомнить о теории вероятности и законе больших чисел. Чем большее число раз мы подбрасываем монету, тем более высокая вероятность получить по 50% с орлом и решкой.
Аналогичным образом неопределенность в отношении количества людей, которые могут умереть в будущем году, становится крайне незначительной по мере увеличения численности группы застрахованных. Низкий уровень неопределенности в отношении смертности в рамках многочисленных групп и делает страхование реальным бизнесом. Страховая компания заключает соглашение с лицами, желающими оставить своим близким определенную сумму страховки в случае своей смерти. Зная статистику смертности в данной стране, страховщики гарантируют себе известный запас определенности, а вместе с ней и заранее планируемый доход. Таким образом объединение риска уменьшает неопределенность и позволяет осуществлять бизнес на страховании.
Другим способом снижения рисков является распределение их по разным активам и направлениям деятельности. Такая стратегия получила название диверсификации (от лат. diversus — разный и facere — делать). Ее смысл состоит в том, чтобы не вкладывать все ресурсы в один или несколько активов, которые кажутся в настоящее время наиболее прибыльными, а разложить риски по многим направлениям, снижая тем самым возможность потери всего капитала при случайных событиях. Обычно данную стратегию в упрощенном виде формулируют так: «Не складывайте яйца в одну корзину». На рынке ценных бумаг это означает, что не следует инвестировать в акции и облигации какой-либо одной компании. Лучше купить меньшие по стоимости пакеты десятка других эмитентов. Прибыли от этого могут быть немного меньше, но надежность вложений возрастает. К этому принципу мы еще будем обращаться при рассмотрении валютного и фондового рынка, а также при рассмотрении способов инвестирования.
4.Прогнозирование рыночных тенденций. Фундаментальный и технический анализ
Особое место в макроэкономических процессах играет прогнозирование, выявление тенденций развития тех или иных секторов хозяйственной системы, определение направления и динамики производственных и финансовых показателей. И это неудивительно, так как от точности прогноза зависит прибыль экономических субъектов, их материальное и моральное благополучие. Значимость проблемы прогнозирования заставляет участников рынка постоянно разрабатывать и совершенствовать различные подходы в этом направлении, использовать все имеющиеся научные теории и прикладные разработки, включая математическую поддержку процесса принятия решений и компьютерное моделирование.
В чем же состоит сущность проблемы прогнозирования? Краеугольным камнем здесь является вопрос о том, можно ли вообще более или менее точно предсказывать экономические процессы, или же это априори невозможно. На этот счет есть разные воззрения, исходя из которых формируется та или иная теория и на которой, соответственно, базируются определенные методы экономического прогнозирования. Кратко остановимся на рассмотрении основных из них.
Каузальный подход (от лат. causalis – причинный) основан на предположении, что возникновению любых социально-экономических процессов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях экономической системы. Всякая причина порождает следствие, а следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на нее. Таким образом, данная теоретическая конструкция предполагает, что знание причин явления позволяет делать верные прогнозы. Из этих теоретических построений логически вытекает система методов исследования рынков, получившая название фундаментального анализа.
Фундаментальный анализ исследует факторы спроса и предложения, лежащие в основе колебаний курсов ценных бумаг, валют, деривативов (форвардов, фьючерсов и опционов), коммодитиз, то есть его объектом являются причины движения цен. Представители этой теоретической школы считают, что установление и выявление причин тех или иных ценовых тенденций гарантирует приемлемую точность прогноза. Процедура установления и идентификации причин, в свою очередь, связана с процессом сбора информации о ценообразующих факторах.
Возьмем, например, вложения в акции. Аналитики-фундаменталы строят свою работу по следующему алгоритму: вначале определяется отрасль экономики, в которую целесообразно делать портфельные инвестиции. Причем все отрасли классифицированы по тем или иным признакам – например, по стадии жизненного цикла (отрасли зарождающиеся, растущие, стагнирующие, отмирающие), по сезонному признаку (сахарная промышленность, аграрное производство), по степени защиты от инфляции и последствий экономического цикла и т.п.
После того, как выбрана одна или несколько отраслей для инвестиций, определяется круг корпораций, ценные бумаги которых следует приобрести. Для осуществления правильного выбора ценные бумаги оцениваются по ряду показателей, важнейшими из которых являются:
- Соотношение между рыночной стоимостью акций компании и ее доходностью. На этой стадии сопоставляется рыночная и условно-объективная цена акций, то есть устанавливается, правильно ли рынок оценил бумаги, нет ли здесь недооценки или переоценки;
- Оценка управленческого потенциала компании, компетентности менеджмента;
- Конкурентоспособность выпускаемой компанией продукции и перспективы развития конкурентной борьбы в отрасли;
- Научный задел в исследованиях и опытно-конструкторских разработках;
- Комплекс возможностей для дальнейшего роста прибыли.
Все эти сведения инвестор получает как из открытых источников (из данных статистики, аналитических статей, бухгалтерской отчетности), так и по каналам, которые носят закрытый характер (на проблеме асимметричной информации для участников рынка мы подробнее остановимся ниже).
Итогом всех исследований и всестороннего анализа ценообразующих факторов являются рекомендации экспертов-фундаменталов по покупке или продаже тех или иных активов. Однако даже тщательно подготовленные прогнозы не всегда обеспечивают приемлемую точность. Причин здесь несколько:
- во-первых, не всегда удается точно установить причины, которые лежат в основе движения цен;
- во-вторых, некоторые факторы имеют непредсказуемый, эмерджентный характер (такие причины, по классификации Н.Талеба мы называли «черными лебедями»);
- в-третьих, часто не удается точно установить «вес» того или иного ценообразующего фактора, выяснить, является ли он главным или второстепенным.
Кроме того, следует учесть то обстоятельство, что фундаментальный анализ имеет дело с мыслящими объектами. Эта особенность имеет немаловажное значение, так как иногда результаты сделанного прогноза приводят к его самоосуществлению или саморазрушению. Например, предсказание успеха какой-либо компании может вызвать мобилизацию сил и воодушевление ее персонала, что приведет к результатам лучше предсказанных, а предсказание кризиса способно спровоцировать панику и обострить ситуацию, что может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.
Другое теоретическое направление прогнозирования ценовых тенденций представляет собой технический (графический) анализ. В его основе лежит теоретическая концепция о том, что графики ценовых тенденций изменяются не произвольно, а подчинены определенной закономерности, которую следует установить и уже на ее основе строить прогнозы. Таким образом, технический анализ в противоположность фундаментальному, исследует не причины, а результаты действия спроса и предложения, то есть собственно движение цен. Сторонники технического анализа придерживаются мнения, что весь комплекс воздействий на рынок, начиная с появления новых технологий и кончая политическими метаморфозами, обязательно учитываются рынком и воплощаются в ценовом тренде. Иными словами, за бессистемными ценовыми флуктуациями лежит определенная закономерность, подобно тому, как в море волны движутся беспорядочно, но приливы и отливы повторяются с определенной периодичностью и закономерностью. Основной вопрос, который интересует экспертов-графологов, – когда ценовый тренд меняет свое направление? Когда тенденция повышения цен сменится на противоположную и скоро ли наступит этот момент?
Если за ценовым трендом стоят объективные закономерности, например, связанные с внешним видом графика, то технический аналитик с известной долей уверенности предскажет, как в ближайшей перспективе будет изменяться курс определенной ценной бумаги или валюты.
В своей работе специалисты по техническому анализу широко используют свой собственный инструментарий и методы математической статистики – такие, как линии тренда, каналов, скользящих средних, уровни поддержки и сопротивления, специальные разворотные фигуры – «голова и плечи», «двойное дно» и т.п. Иногда аналитики сочетают подходы технического и фундаментального анализа.