Высокие хозяйственные и социально-культурные результаты в экономических сообществах недостижимы без объединения интеллектуальных и физических усилий многих индивидов. Совместная работа и координация усилий порождает синергетические эффекты, недоступные для атомизированного общества разрозненных индивидов.
Специализируясь на производстве отдельных продуктов и разбивая единый технологический процесс на отдельные стадии и операции, работники предприятия достигают качественно иных результатов, нежели отдельно взятые индивидуальные производители. Так, мы уже обращали внимание на разделение труда в рамках булавочной мануфактуры, описанной Адамом Смитом, когда каждый отдельно взятый работник смог бы сделать за день лишь десяток готовых изделий – в то время как предприятие, состоящее из 10 человек, могло произвести за сутки свыше 40 тыс. булавок.
Специализация под эгидой предприятия происходит не только в конкретных технологических процессах, но и в рамках сфер деятельности, направлений, профессиональных знаний. Современному предприятию требуются не только исполнители рутинных производственных операций, но и квалифицированные бухгалтеры, юристы, маркетологи, менеджеры, специалисты по информационным технологиям, логистике и сбыту.
Объединенные общими целями, интересами, опытом, профессиональными знаниями и умениями, работники предприятия создают качественно новые экономические единицы с собой внутренней средой и корпоративной культурой.
Что же такое предприятие с точки зрения микроэкономической теории, как следует понимать и трактовать этот социально-экономический феномен?
Любое предприятие можно представить в виде условной системы отношений, организованной по определенным принципам. Эта система способна приносить доход своему организатору и владельцу (см. рис.5.2).

Рис.5.2. Предприятие как элементарная бизнес-единица
Предприятие представляет собой обобщенное понятие отдельно взятой бизнес-единицы, способной генерировать прибыль. Несмотря на все свое многообразие, предприятия имеют общие признаки:
— у каждого предприятия есть собственник (или собственники);
— имеется трудовой коллектив (в случае производственного кооператива это могут быть совладельцы бизнеса);
— имеется внутренняя структура и обособленное имущество;
— присутствует специализация на производстве какого-либо продукта или группы продуктов;
— присутствует индивидуализация бизнеса (коммерческое название предприятия, собственный расчетный счет, печать, торговые марки).