Напряжение в российском государственном бюджете непосредственным образом сказалось на воронежских вузах, которые подверглись серьёзному давлению со стороны Рособрнадзора. В первой декаде ноября стало известно о ликвидации в Воронежском государственном техническом университете (ВГТУ) инженерно-экономического факультета, на котором училось полторы тысячи студентов, магистрантов и аспирантов, обучавшихся по экономическим и управленческим специальностям. Факультет не прошёл аккредитацию на том основании, что факультет якобы является для ВГТУ непрофильным. Те министерские чиновники, которые рассуждают таким образом, видимо остались по уровню мышления даже не в двадцатом, а в девятнадцатом столетии. Именно тогда считалось, что менеджмент и экономика – непрофильные для инженерного дела специальности. Уместно напомнить, что менеджмент как научное направление зародился в 1886 году. Тогда Генри Таун — президент компании Yale and Towne Manufacturing — на заседании Американского общества инженеров-механиков прочёл доклад под названием «Инженер в роли экономиста». В нём доказывалось, что «управление трудовыми процессами» — это практическое искусство, подобное техническому конструированию. Так же как и инженерному делу, управлению необходимо учиться, поскольку управление является профессией. Так началась эпоха менеджмента.
На упомянутом заседании присутствовал и родоначальник школы научного менеджмента Фредерик Уинслоу Тэйлор. Он был практиком и начинал свой путь рабочим, затем был инженером в сталелитейной компании. Именно Ф. Тэйлор придал понятию «менеджмент» определённость, назвав его «организацией производства». И вот теперь выясняется, что менеджмент и экономика не имеют отношения к промышленному бизнесу и инженерному делу как таковому.
В своё время мне приходилось работать на инженерно-экономическом факультете ВГТУ, в этом вузе я защищал докторскую диссертацию и могу с твёрдой уверенностью сказать, что данный факультет и по студенческому и по преподавательскому составу является одним из лучших в Воронеже. Скажу более того. Финансовой необходимости ликвидировать инженерно-экономический факультет не было никакой, так как подавляющее число мест здесь было коммерческими, и факультет приносил ВГТУ примерно столько же денег, что все остальные факультеты вместе взятые.
После принятия такого скороспелого и непродуманного решения студенты и магистранты в спешном порядке стали подыскивать себе новые вузы. Что же касается преподавательского состава, то ему придётся очень туго, так как такое количество одномоментно высвободившихся преподавателей трудоустроить будет нереально.
Казалось бы, в прочих воронежских вузах, готовящих экономистов и менеджеров, должны были быть в восторге от внезапного наплыва новых студентов, готовых платить за своё обучение. Однако не тут-то было. Лесотехнический университет, который также производит подготовку студентов по «непрофильным» специальностям, в начале декабря лишился права иметь магистратуру по экономике. 46 магистрантов остались не у дел и пополнили армию таких же мучеников науки из ВГТУ.
Но и этим досадным фактом дело не закончилось. Минобразования решило довести процесс до логического завершения – что и подтвердила прибывшая в столицу Черноземья первый замминистра образования Наталья Третьяк. Вузы, вышедшие из шинели Воронежского аграрного университета (образованного в 1913 году) и ВГУ (где первые занятия начались 11 ноября 1918 года), теперь должны консолидироваться в соответствующие кластеры – классический, куда войдут ВГУ, педуниверситет, институт физкультуры, академия искусств и медуниверситет; аграрный, который объединит ВГАУ, лестех и технологический университет и инженерно-технический, под эгидой которого сольются ВГТУ и архитертурно-строительный университет.
Вроде бы со времён баснописца Крылова известно, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», но Министерство науки и образования РФ упорно гнёт свою линию. По-видимому, стране позарез нужны сэкономленные средства, которые частично будут возвращены покорившимся предписаниям вузам. Выиграют ли от столь спешной реорганизации студенты, преподаватели и российская наука – большой вопрос. Будем держать в поле зрения последствия свершённых преобразований.