Проблема задолженности третьих стран России как правопреемнице Советского Союза существует и в настоящее время, хотя с момента распада СССР минуло почти четверть века. К началу 1990-х годов многие развивающиеся и слабо развитые страны были должны СССР примерно 170 млрд. долл., что было колоссальной суммой на тот период.
Примерно такую же сумму долгов имела Россия, когда приняла на себя все обязательства прекратившей существование страны Советов. С союзными республиками (за исключением Украины) удалось достигнуть компромисса – они отказывались от претензий на наследство СССР, а взамен получали чистый баланс – без внешней задолженности и претензий кредиторов. И только Украина заняла неконструктивную позицию: с одной стороны, она претендовала на часть имущества СССР, с другой – не хотела выплачивать свою часть долга, составлявшего 17 млрд. долл.
Следует отметить, что доставшаяся с коммунистических времен проблема внешнего долга оказалась чрезвычайно сложной и хлопотливой. Суммы валютных выплат, которые должна была сделать Россия в рамках Парижского и Лондонского клубов (то есть объединений частных и государственных кредиторов), были надлежащим образом оформлены и подлежали оплате в долларах США в четко оговоренные сроки. Причем кредиторы хотели получить полномасштабные выплаты не раньше и не позже, чтобы сохранить процентные платежи.
Не будем вспоминать о способах поиска денег, перекредитования в МВФ, отказ от возврата долга (дефолта) в 1998 году. Лишь мельком упомянем о частичной компенсации французским вкладчикам, которые дожидались возврата средств (плюс накопленные проценты) по облигациям со времен царского правительства, о долговых спорах и арестах имущества России по искам компании «Нога», о списаниях долгов Ираку и прочим государствам.
Скажем лишь, что возвратить долги России никто из бывших партнеров не торопился ни тогда, ни сейчас. Заемщики из стран третьего мира и развивающихся государств мотивировали это разными причинами – кто-то просто говорил, что денег нет (и это было на самом деле так), кто-то, подобно Индии, отдавал долги товарами и лекарственными препаратами, кто-то говорил о невозможности адекватного пересчета долга в рублях (или предлагали вернуть смехотворные суммы в обесценившихся «деревянных»). А некоторые страны вообще переходили в контрнаступление, выдвигая претензии по поводу того, что с помощью советского оружия был нанесен вред окружающей среде, населению, жилому фонду – так что неплохо было бы получить за все это от России компенсацию.
Объективные трудности с получением российских долгов с добавлением потерь от незадачливых отечественных переговорщиков (которые списывали долги за счет личного обогащения или из-за простой некомпетентности и бесконтрольности) существуют и поныне. Переговоры со странами-должниками ведутся постоянно с большей или меньшей степенью интенсивности.
В конце этого года дошел черед и до крупнейшего должника СССР и новой России – Кубы, которая задолжала нам ни много ни мало 32 млрд. долл. Переговорщики от России достигли соглашения с Кубой о списании 29 млрд. долл. долга. Оставшиеся 3,2 млрд. долл. Куба выплатит России с рассрочкой в 5 лет.
В результате договоренностей с Россией Куба сможет списать не только 90% советского долга, но и выйти на рынки заимствований, которые были закрыты для острова Свободы из-за отказа возвращать иностранные займы.
А что же получила Россия? При всей кажущейся невыгодности заключенной сделки наша страна получила многое – возможно, максимум, что осуществимо сейчас. Во-первых, Куба – это островное государство с отличным климатом и природными курортами, здесь всегда любили отдыхать миллионеры из Майами. При надлежащих российских инвестициях Кубу можно превратить в туристический рай, доходы от которого получит и кубинская и российская сторона.
Второй момент – это выгодное расположение Кубы возле США. Если российские военные ведомства и разведслужбы получат от кубинских властей согласие на базирование здесь, то лучшего подарка отечественным силовикам трудно придумать. И это не говоря о возведении на Кубе российской военной базы, что потенциально возможно в недалеком будущем.
И, наконец, восстановление экономических отношений с Кубой, когда кубинские партнеры будут вести взаимовыгодный бизнес с Россией, закупать российские автомобили, технику, самолеты, вооружения, товары народного потребления. Все это весьма благоприятные факторы. В конце концов, место россиян вполне могут занять китайцы или иные международные инвесторы.
Конечно, можно было бы упереться и продолжать требовать огромный долг с кубинцев, которые также упрямо отказывались бы его признавать. Безусловно, жаль потерянных миллиардов, но уроки надо извлекать и не допускать таких безответственных действий в будущем.