Реальное взаимодействие субъектов политики происходит в ходе политических отношений и процессов. Потому, чтобы разобраться в динамике политической жизни, необходимо уяснить содержание этих понятий. Политические отношения – это отношения между субъектами политики по поводу политической власти и ее осуществления.
Политические отношения играют в обществе такую же большую роль, как и социальные, экономические отношения: они характеризуют тип общественной организации, отношения эксплуатации, господства и подчинения, взаимодействия и единства. Интенсивность политических отношений изменяется в зависимости от изменения общего тонуса политической жизни и может также колебаться в зависимости от ее активизации и спадов. В периоды кризисов, в зависимости от реакции властей и общества, они могут замирать (введение чрезвычайного положения, вооруженные столкновения, репрессии и т.д.) или бурно развиваться (в периоды революций, демократических реформ).
В условиях парламентских политических отношений их субъектами становятся правящие силы и оппозиция, совокупность политических лиц, которые делятся на правых, левых, центр. Они проявляются в парламентской работе и борьбе, и межпартийных и внутрипартийных отношениях, где они особенно многообразны.
Взаимодействие субъектов политических отношений развертывается в пространстве и во времени как совокупность политических процессов. Термин «процесс» понимается «любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочередно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату». Поэтому в самом общем смысле политический процесс представляет собой переход от одного политического события к другому за определенный промежуток времени. Направление политической жизни задает, как правило, базовый политический процесс (например, «перестройка», демократизация, конституционный кризис и т.д.), который определяет специфику всех общественных событий. Базовый политический процесс является источником множества других политических процессов, составляющих содержание политической жизни.
Политология изучает составляющие стадии политического процесса, условия перехода одних процессов в другие, то, какие социально-политические типы движений имеют в нем место, состав действующих лиц этого процесса (их социальный, политический, правовой статус, играемая роль, ценностно-нормативные ориентации и т.д.). Важно знать, в рамках каких состояний-ситуаций совершается политический процесс (сотрудничество, компромисс, контроль, борьба и т.д.).
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным: разработка какой-либо концепции, начиная с исходной идеи и кончая теорией (например, демократизация политических отношений), формирование общественного мнения о кандидатах на выборах, создание новых структур управления и проч.
Структура политического процесса включает субъект процесса (реальную власть или ее носителя, которому власть делегирована); объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; средства, методы, ресурсы, исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его материальные и идеальные основы: наука, знание, технические и финансовые средства, настроение масс, участников процесса, их идеология, состояние общественного окружения и другие факторы.
Организация политического процесса начинается с замысла, идеи процесса, разработки его теории либо концепции, которую затем субъект процесса (власть, лидер) должен преобразовать в теорию. Ее разработка предполагает выбор цели, ее идеализацию, ее формирование в наиболее полной, ясной форме, отвечающей идее или концепции процесса. Выбор цели оптимизируется: идеальная цель остается критерием политики, конкретно же преследуется реально достижимая цель. В соответствии с нею и с замыслом намечаются задачи политического процесса, возглавляющие его субъекты и исполнители; выбираются средства, ресурсы, определяются его параметры (темпы, сроки исполнения, область деятельности, число и состав участников и т.д.).
Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает процесс или приводит его к непредвиденным результатам. Именно внутри политического процесса более всего заключена вероятность непредвиденных нарушений, которые изменяют отношения между элементами процесса, смещают его траекторию в политическом пространстве, изменяют число и активность исполнителей и приверженцев замысла, смещают сроки завершения процесса и изменяют сами его результаты.
В каждом обществе одновременно происходят созидательные и разрушительные процессы, поэтому общее движение общества оказывается своеобразным сложением многих процессов. Если в обществе в целом преобладают на каком-то этапе разрушительные и тупиковые процессы, то общество рано или поздно попадает в ситуацию кризиса, а в некоторых случаях и системного кризиса.
Литература:
1. Политология. Курс лекций /Под ред. Радугина А.А.
2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник.