Правовое государство. Гражданское общество в России

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

Правовое государство – это величайшее достижение цивилизации. Основными отличительными признаками правового государства являются:

·   Верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

·   Реальность прав и свобод личности;

·   Взаимная ответственность государства и гражданина;

·   Разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную;

·   Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.

Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Это означает, что все публично-властные полномочия находятся у государства и его органов, а организация и функционирование самой власти строится на правовых началах. Такое государство может базироваться только на утверждении закономерного воздействия права на государство. «Правление закона» может быть атрибутом правового государства лишь тогда, когда сами законы адекватны необходимому правопорядку.

Каковы же пути формирования правового государства? Они следующие:

1.    Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу закона;

2.    Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения, его правовую грамотность;

3.    Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка;

4.    Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления.

С правовым государством неразрывно связано существование гражданского общества. Понятие «гражданское общество» появилось в 17 в. сначала в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в 18 в. в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и других ученых.

Эти мыслители отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское общество. Таким образом, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан.

В современной политологии существует довольно большой спектр мнений по вопросу о природе гражданского общества. Дискуссионным остается вопрос о происхождении, исторических судьбах, сущностных чертах гражданского общества, его взаимоотношения с государством. Часть политологов считает, что сама идея гражданского общества как независимого от государства образования верна лишь на ранней стадии развития либерального капитализма.

В подтверждение этого тезиса приводится довод, что в современных условиях границы между гражданским обществом и государством практически стерлись, что государство, по сути дела, вмешивается в решение всех фундаментальных экономических и социальных проблем.

Существует также мнение, которое отождествляет гражданское общество с человеческим обществом вообще. Несомненно, что общество возникло еще в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но это не дает основание смешивать категорию «общество» как человеческую общность вообще с категорией «гражданское общество», возникшем на определенном этапе развития человеческого общества, прежде всего западной цивилизации.

Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, осознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия. Главное действующее лицо гражданского общества – человек как личность, а не как безликий народ. Человек как личность – это индивид, имеющий определенную систему потребностей, интересов, ценностей. Наличие возможностей реализации этой системы и превращает человека в главного участника общественного развития, члена гражданского общества.

В современной России постепенно формируется гражданское общество. Особенность сложившейся в нашей стране ситуации состоит в том, что гражданское общество, вышедшее из недр административно-бюрократической системы, находится в зачаточном, аморфном состоянии. В силу этого, несмотря на демонтаж тоталитарных институтов, доминирование политической системы над гражданским обществом продолжается.

Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества России:

·   Создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;

·   Формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей;

·   Создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;

·   Преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т.е. стабилизации общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.

Эти процессы, как показывает мировая практика, должны быть синхронными и одинаковыми по темпам с формированием правового государства. Правовое государство призвано обеспечить условия для функционирования гражданского общества, основных его институтов и ценностей.

Литература:

1.    Политология. Курс лекций /Под ред. Радугина А.А.

2.    Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.