Американская государственная исследовательская организация Национальный разведывательный совет NIC (National Intelligence Council) подготовила доклад под названием «Глобальные тренды 2030: альтернативные миры», в котором дается стратегический анализ существующих экономических тенденций в мировой экономике. Выводы, сделанные авторами исследования, таковы – к 2030 году экономика США уступит лидерство Китаю, а хозяйственные системы Европы, Японии и России будут «медленно сокращаться».
В то же время страны Юго-Восточной Азии продолжат активное развитие, наращивая экономический и политический вес на международной арене. По мнению исследователей, совокупное влияние азиатских стран станет более весомым, чем мощь США и Европы вместе взятых. При этом под мощью экспертами NIC понимается суммарный объем ВВП, численность трудовых ресурсов, размер инвестиций в инновации и новейшие виды вооружений.
Такова картина альтернативных миров в воззрениях американских аналитиков и стратегов. Надо сказать, что большой новости в том, что Китай станет мировым экономическим лидером в будущем нет, однако ранее предполагалось, что это случится в более отдаленной перспективе – к 2040-м годам. Теперь взгляды поменялись.
Но нас, россиян, интересует в сделанном докладе не сам факт новой картины мира, прогнозируемый исследователями из NIC, а место России в международной политике и экономике, которая она займет при существующих тенденциях.
А это место, к нашему большому сожалению, не слишком почетно. Фактически Россия постепенно переводится в разряд экономических и политических аутсайдеров, с которыми будут считаться все меньше и меньше. Сырьевой характер экономики будет сохраняться, высокий уровень коррупции и социальное неравенство приведут к внутренним конфликтам на национальной и классовой почве, усилится терроризм (который, считают американские эксперты, будет подогреваться иностранными государствами).
Возникает естественный вопрос, сможет ли наша страна что-то противопоставить негативным тенденциям, действительно имеющим место в современной России? Сможет ли она собраться, или, по выражению В.Путина, «сосредоточиться», для изменения неблагоприятных трендов и коренного перелома сложившейся ситуации?
На наш взгляд, прорывной сценарий развития России возможен. Он потребует решительных действий от федеральных и местных властей, консолидации политических сил, одобрения большей части населения. Тезисно план развития России на будущее двадцатилетие можно описать следующими конструкциями.
Во-первых, для ускоренного развития нашей стране не хватает новых современных предприятий и городов, построенных «с нуля». Эффективные и экологически чистые предприятия, построенные «в поле» по новейшим проектам и технологиям, должны дать стране те 25 млн. высокооплачиваемых рабочих мест, о которых в своей предвыборной программе говорил Президент Путин.
Новые города, построенные по планировкам нового времени, станут центрами формирования промышленного потенциала страны, освоения ее огромных территорий и ресурсов. Динамичное развитие традиционных деловых центров и старых городов сейчас затруднено из-за физических ограничений и почти повсеместного контроля значимых должностей на госслужбе и в бизнесе загнивающей и коррумпированной элитой. Молодежь и невостребованный креативный класс должны получить в новых мегапроектах то, что хотели – самореализацию, высокие доходы, карьеру, уважение окружающих.
Да, строительство новых городов и реализация структурных мегапроектов – дело хорошее, скажет скептически настроенный читатель. Но кто будет все это строить и воплощать в жизнь? Ведь российское население сокращается и стареет, и даже его простое воспроизводство пока еще проблематично.
Эта мысль абсолютно верна. Скажем даже больше. Для ускоренного развития и экономического роста нам не хватает населения. Причем не просто населения, а платежеспособных потребителей с высокими доходами и сотрудников, которых можно называть «человеческим капиталом» высокого качества.
Отсюда следует проблема вторая – миграционная политика. В своих предложениях многие российские должностные лица и депутаты концентрируют свое внимание на выходцах их среднеазиатских республик, которые имеют ряд недостатков. Иногда в поле зрения попадают русскоязычные граждане из бывшего СССР.
Думаю, что ареал привлекаемых людей должен быть гораздо более широким. В Россию надо приглашать на ПМЖ японцев, французов, немцев, итальянцев, украинцев, белорусов, филлипинцев. Считается, что к нам не поедут представители восточноевропейских народов и прибалтов, американцы и австралийцы. Но все это – мифы. Во всех странах имеются люди, которые хотели бы попробовать себя в новых условиях, реализовать себя в бизнесе, науке, творчестве, искусстве, на государственной службе. Все эти качественные людские ресурсы Россия может получить в пределах 10-15 лет при создании надлежащих условий.
Таким образом, мы плавно перешли к третьей большой проблеме – созданию благоприятных условий для жизни, работы и самореализации людей, живущих здесь, или приехавших в нашу страну на работу или постоянное место жительства. Эти условия хорошо известны и всем до боли знакомы – это безопасность, низкие налоги, всемерное развитие бизнеса, ограничение роли государства, доступность кредитных ресурсов.
Возможность хорошо зарабатывать в безопасных условиях позволяет даже какое-то время мириться с определенными неудобствами в виде неустроенности жилья или инфраструктуры. Значит, главное – это низкие налоги и безопасность.
Но низкие налоги выдвигают на первый план проблему снижения расходной части бюджета – за счет уменьшения чиновничьего и репрессивного аппарата, уменьшения до разумных пределов расходов на оборону и силовые ведомства, повышение пенсионного возраста и снижение дотаций ПФР и т.п. А это очень болезненная для нашей страны проблема. Никто не хочет из представителей федеральной и местной власти делать эту «грязную работу».
Также предстоит в значительной мере снизить долю государства в госкорпорациях и госмонополиях, приватизировав крупные предприятия и банки с целью получения денежных средств и улучшения корпоративного менеджмента. И это уже не говоря о демонополизации экономики.
Как только страна решит эти базовые проблемы, сразу переменится инвестиционный климат и имидж России на мировой арене. И тогда экспертам NIC придется переписать свой прогноз, изменив расстановку мировых лидеров в новом порядке.