Мировая практика выработала достаточно большое количество идеологических систем. Одни из них в качестве ведущих ценностей выдвигают личную свободу индивида, его эго, экономическую, социальную и политическую. независимость. К таким идеологическим конструкциям можно отнести либерализм и анархизм. Другие концепции выдвигают на первый план расовое превосходство одних наций над другими. Это идеология национализма и фашизма. Третьи делают упор на ценности социальной справедливости и коллективизма. На данном мировоззрении базируется социализм и социал-демократия. Немалое место в прошлом и современном мире занимают религиозные идеологические конструкции, проповедующие разнообразные доктрины — не только аскетизма, самоограничения, нестяжания, помощи ближнему, но и сектантства, нетерпимости к иноверцам, и даже сатанизма.
Помимо названных идеологических построений в обществах различных стран всегда можно встретить сторонников модернизации политических и социальных отношений, а также их антагонистов — консерваторов, которые призывают к сохранению прежних ценностей и институтов.
Рассмотрим основные мировые идеологии и дадим им краткую характеристику.
Либерализм. Одним из самых распространенных идеологических течений является либерализм (от лат. liberalis – свободный). Либерализм сформировался в конце 17 в. как идеология предпринимательского класса на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Шарля Монтескьё, Джона Локка, Томаса Гоббса, Адама Смита, Джона Стюарта Милля и др.
В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, её самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей. Поэтому либерализм во всех его разновидностях неизменно отстаивал требования индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимость ко взглядам и убеждениям других людей.
Консерватизм. Оппонентом либерализма на протяжении длительного периода истории выступает консерватизм, который возник как антиреформаторская идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных богом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель и политик Эдмунд Бёрк (1729-1797), французские публицисты и общественные деятели Жозеф Мари де Местр (1753-1821) и Луи де Бональд (1754-1840).
Исторически консерватизм тесно связан с феодализмом и клерикализмом. Но социальная база его гораздо шире. Как правило, консерватизм выражает идеи и установки тех классов и социальных групп, положению которых угрожают тенденции социально-политического развития. Нередко консерватизм присущ тем слоям общества, которые испытывают страх перед будущим в силу его неопределённости и непредсказуемости. В наибольшей степени ему подвержены жители села, мелкие предприниматели, элита, которую устраивает сложившаяся ситуация.
Идеология консерватизма базируется на признании незыблемости естественным образом сложившегося положения вещей. Поэтому в основе консерватизма лежит традиционализм – идея сохранения традиционных ценностей, связанных с семьёй, религией, сословными разграничениями. Исходя из этой установки, консерваторы утверждают приоритет в общественном развитии преемственности перед нововведениями. По их мнению, политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-экономическим и политическим институтам.
Социализм. Третьим влиятельным течением в современном мире является социалистическая идеология. Идеи социализма возникли в глубокой древности. Но свое теоретическое и идеологическое оформление получило только в Новое время в работах классиков утопического социализма Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Анри Сен-Симона.
В середине 19 в. попытку дать научное обоснование социализма предпринял К. Маркс. На базе учения Маркса сформировалось крупное идеологическое учение марксизм, которое провозгласило себя идеологией пролетариата.
В первой половине 20 в. марксизм распался на три полемизирующие друг с другом ветви: ленинизм, троцкизм и маоизм. В известной степени они противостояли идеям социал-демократии. Таким образом, в рамках социалистической идеологии сформировалось три новых идеологических течения. Эти течения связывают общие корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, социальной справедливости, приоритета общественного над личным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулирование общественных отношений.
Фашизм. В 20-30 гг. ХХ в. сформировалась национал-социалистская идеология или фашизм. Теоретическим основанием фашистской идеологии являются идеи расизма и элитаризма. Фашизм выдвинул идею о превосходстве одних народов над другими. В частности, германский фашизм утверждал приоритетное положение в современном мире особой расы – ариев, к которой были отнесены немцы и ряд скандинавских народов.
Целостность расы, создание возможностей для ее развития объявлялось непреходящей ценностью. Поэтому личностное начало расценивается в фашизме как вторичное по сравнению с расово-этническим, национально-государственным началом. Вместе с тем, в идеологии фашизма существенное место занимает вождизм, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создателей фашистских партий и государств наделяет сверхъестественными способностями.
Значительную роль в идеологических построениях играет идея Фридриха Ницше о сверхчеловеке, который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.
В известной степени «сверхчеловеками» считают себя идеологи доктрины «Пакс американа» (мира по-американски), которые провозглашают богоизбранность американской нации, её изначальное предназначение руководить миром, давать указания другим нациям и народам.
Литература:
1. Политология. Курс лекций /Под ред. Радугина А.А.
2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник.