Для того чтобы лучше понять механизмы власти и осуществления властных полномочий, нам следует обратиться к классификации данного феномена. Власть принято подразделять на следующие виды:
· Экономическая – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности;
· Социальная – это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий;
· Политическая власть – всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.
Политическая власть характеризуется рядом признаков:
1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;
2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;
3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью закона;
4) моноцентричностью, т.е. наличием единого центра принятия решений;
5) многообразием ресурсов.
Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т.к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (организованная преступность, деспотизм в семье).
Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей с целью обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные учреждения и СМИ.
Власть в цивилизованном обществе должна обладать легитимностью (т.е. законностью). Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.
Известный немецкий социолог Макс Вебер выделил три способа достижения легитимности:
1. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков (характерна для монархий).
2. Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство, в котором беспристрастные нормы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются установленные законом процедуры. В системе подобного вида власть политической элиты легитимируется «царством закона». Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).
3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом, т.е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его личности. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются факторами общественной жизни.
Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание.
Во второй половине 20 века многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.
Следует иметь в виду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конкретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политических систем было бы невозможно.
Исследователи выделяют несколько источников легитимности.
1. Участие граждан в управлении, что создает общую причастность людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом.
2. Технократическая легитимность, т.е. легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности. Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).
3. Легитимность через принуждение. Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила – последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.
Иногда власть утрачивает легитимность. Основными причинами делегитимации являются следующие:
— Противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе и эгоистическими интересами властвующей элиты;
— Противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на СМИ;
— Отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;
— Нарастание бюрократизации и коррумпированности;
— Национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;
— Потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрезвычайно важное значение.
Литература:
1. Политология. Курс лекций /Под ред. Радугина А.А.
2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник.