В науке об экономике и обществе, а также в философии все производимые и потребляемые в обществе блага принято подразделять на материальные (вещественные, осязаемые) и нематериальные. К числу последних относятся услуги, работы, неосязаемые (в том числе духовные) блага.
С производством материальных благ всё более или менее понятно: для удовлетворения текущих жизненных потребностей людям нужны пища, одежда, дома, мебель, автомобили, компьютеры, смартфоны и прочие товары широкого потребления. Для удовлетворения этих потребностей в экономических системах разного типа строятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, возводятся торговые центры, формируется надлежащая инфраструктура для приобретения, потребления и утилизации купленных товаров.
В современных развитых государствах и экономических системах рыночного характера материальное производство развито достаточно хорошо. Практически нигде нет дефицита товаров, поскольку конкуренция способствует развитию разнообразных бизнесов и удовлетворению спроса. Проблема имеется лишь с деньгами, которых не хватает людям в требуемом количестве. Иначе дело обстоит с духовными потребностями населения, для удовлетворения которых одних лишь денег недостаточно.
Потребность в духовных благах
Изучая историю и исследуя археологические находки, учёные констатируют, что запросы и желания наших далёких предков не ограничивались только материальными предметами — пищей, одеждой, домашней утварью, оружием. Людям во все времена было свойственно стремление к пониманию окружающего и тонкого мира, к искусству, танцу, символическим образам. Современные исследователи находят в разных уголках света наскальные изображения, ритуальные локации, скульптурные формы, украшения, возраст которых оценивается многими тысячелетиями. Казалось бы, зачем нашим далёким предкам тратить силы и энергию на вещи, которые не дают прямой отдачи — как, например, в охоте или земледелии? Зачем разрабатывать религиозные и философские концепции, организовывать театры, спортивные состязания, музыкальные и вокальные представления?
Ответ на эти фундаментальные вопросы достаточно прост — в природу человека заложено нечто большее, чем в животных. Люди чувствуют внутреннее стремление к чему-то возвышенному, высокому, прекрасному. Это движение человеческой души, запрос на познание, на самовыражение через науку, искусство, общение с себе подобными и высшими силами принято называть духовными потребностями.
В иерархии прочих потребностей (биологических, экономических, социальных) духовные потребности находятся на верхнем уровне. Считается, что человек всегда стремится удовлетворить сначала наиболее насущные свои потребности — в безопасности, самосохранении, в пище, одежде, жилье, в уважении окружающих и лишь потом удовлетворяет эстетические, творческие, познавательные запросы. На самом деле реальная жизнь гораздо сложнее этой простой схемы и духовные потребности могут перевешивать самые прагматичные умозаключения. История даёт нам громадное количество примеров, когда люди отдавали всё самое дорогое, в том числе жизни, за свои убеждения, веру, родину.
Стоит также упомянуть, что в науке принято классифицировать потребности на 4 вида:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные;
- общественные.
Все эти потребности сосуществуют в едином комплексе, подчас противореча друг другу и вступая в конфликты. Разночтения в области духовных потребностей возникают на этической и эстетической почве, на базе религиозных ценностей, в восприятии кинофильмов, телепередач, юмора, права, политических и философских предпочтений.
Сферы духовного производства, воспроизводства и распространения духовных благ
Сферами духовного производства традиционно считаются такие области, где продуцируются новые идеи, теории, гипотезы, получают оформление духовно-культурные и экономические ценности, формируются социальные, технические и творческие инновации, модные тенденции. К сферам духовного производства относят науку, искусство, кинематограф, театр, литературу, дизайн. Важнейшей сферой духовного производства является телевидение, электронные и бумажные СМИ.
В последние два десятилетия гигантской сферой, производящей всевозможные ценности и смыслы, стал Интернет с его блогосферой, сайтами и социальными сетями. На этом поле наметился и получил распространение новый тренд, в рамках которого практически каждый человек, независимо от пола, возраста, социального положения, образования, профессиональной подготовленности может публично высказывать своё мнение, обозначать круг интересов, одобрять или осуждать те или иные события, персоналии, политические и социальные явления. И если ранее обычные люди, не являющиеся писателями, политиками, учёными, журналистами не имели возможности публично высказываться, выражать своё мнение, оставлять общедоступные комментарии, то теперь это стало повседневной реальностью. Таким образом, в настоящее время масса частных лиц, коммерческих и некоммерческих организаций, представителей позитивных сил и криминала производят массу духовных ценностей, имеющих как положительные, так и отрицательные знаки. Эти ценности сталкиваются в ментальном и духовном пространстве, разрушают частично или полностью друг друга, меняют общественное сознание и поведение.
Процесс разрушения традиционных ценностей может протекать стремительно. Как показывает история, идеи национального превосходства, нацизма и фашизма захватили цивилизованные общества Италии и Германии в 1920-х годах буквально за полтора десятилетия. Массированному производству идей нацизма помогал личный ораторский талант Б. Муссолини и А. Гитлера, а также созданная ими мощная индустрия пропаганды. Эта мощная машина «переформатирования умов» играет и сейчас важнейшую роль в формировании смыслов, образов, символов в политической и социальной жизни.
Потребление и распределение духовных благ
Производство духовных благ в значительной мере отличается от производства материального продукта. В этой сфере нельзя применить показатели ВВП на душу населения, ценности и цены продукта. Не ясен механизм выявления спроса и предложения на рынках идей, смыслов, верований, религий. Затруднено понимание насыщения информационных рынков, перепроизводства, дефицита или кризиса в индустрии продуцирования духовного продукта.
Свои особенности имеет система распределения и потребления духовных благ. И если материальные товары по мере потребления изнашиваются, имеют, как правило, свой срок годности, то с духовными ценностями дело обстоит иначе. Здесь есть вечные ценности, которые в мире материальных товаров отсутствуют. Добро и зло, вера и безверие, культура и варварство, знания и невежество — вот лишь некоторые духовные блага с положительным и отрицательным знаком.
Особенностью потребления духовных благ является их коллективное использование. Информационный продукт, производимый, например, одним телеканалом или сайтом, легко может использоваться как тысячами, так и миллионами людей. При потреблении духовный продукт не уничтожается, он может использоваться многократно в неизменном виде или с некоторыми модификациями.
Когда речь идёт о справедливом распределении духовного продукта, то обычно имеется в виду доступ отдельных индивидов или групп населения к институтам производства духовных и культурных благ — системе образования, получения информации и подключения к Интернету, к театрам, музеям, офлайновым и онлайновым библиотекам, выставкам, фильмотекам.
Почему производство духовных благ так важно
Производство и потребление духовных благ подчас даже важнее, чем высокий ВВП и материальное благосостояние общества. Для пояснения этого вывода обратимся к сегодняшней действительности, где властвует рынок и общество потребления.
Для рыночной системы главной ценностью являются деньги, за обладание которыми идёт непрерывная борьба. Ради прибыли предприниматели эксплуатируют наёмную рабочую силу, подавляя в себе человеколюбие и заглушая голос совести. Всеобщая власть денег порождает социальную и политическую нестабильность, вспышки агрессии многих людей.
Молодые женщины и семьи не хотят ныне рожать детей, поскольку не считают новые жизни главной духовной и семейной ценностью. Для целого ряда западных стран духовная ценность свободы выродилась в однополые браки, в следование принципу чайлд-фри, в навязывании духовных ценностей ЛГБТ-сообщества преобладающей части социума. Таким образом, само продолжение рода человеческого становится под вопрос.
Если какая-либо страна ставит себе целью обретение мирового господства любыми средствами, то это становится проблемой для многих других государств, желающих самостоятельности и независимости. Гегемон пытается наказать или купить несговорчивых противников и конкурентов, сея коррупцию, предательство, хаос, распространение через подконтрольные СМИ закамуфлированную под правду ложь. Духовное производство гегемона провоцирует подозрительность, ненависть, этническую и межрелигиозную неприязнь, террор, жестокость.
Даже идеи прав человека, защиты природы и демократии, противостояния экологическим рискам, глобальному изменению климата, проблемы энергетического перехода используются зачастую как таран в борьбе с политическими и идеологическими соперниками. Отравленный ложью и цинизмом духовный продукт потребляется в современном мире даже более интенсивно, чем когда-либо ранее. Поэтому международная конкуренция за умы и сердца людей требует противостояния как враждебному духовному производству, так и потреблению духовных фейков и суррогатов.