Этические проблемы маркетинга: в чём они состоят?

Этические или моральные проблемы маркетинга проистекают, главным образом, из краеугольного вопроса взаимодействия профессионалов (специалистов-маркетологов) и обычных людей-потребителей, покупающих тот или иной продукт. Та же самая проблема возникает в отношениях врач-пациент, юрист-клиент, автомеханик-водитель и многих других пар взаимодействия профессиональных и непрофессиональных участников рынка.

Врач, пользуясь своим превосходством в знаниях, может навязать пациенту избыточное лечение или ненужную диагностику, а, скажем, ремонтник автомобилей или электроники может сделать то же самое, пользуясь своим профессиональным превосходством. Это понятно.

Теперь перейдём к маркетинговым инструментам — рекламе, упаковке, убеждению, лукавству, злоупотреблению технологиями и доверием.

Одной из острых этических проблем современного маркетинга является так называемый даунсайзинг (от англ. даун — вниз, и сайз — размер; уменьшение размера). Проще говоря, производитель пытается продать меньшее количество продукта при сохранении цены за счёт манипуляции с упаковкой или с единицами измерения. Например, литровый пакет молока продаётся как килограммовый — а поскольку молоко весит больше, чем вода, покупатель думает, что купил литр продукта, хотя на самом деле его меньше на 50 грамм.

Примерами даунсайзинга наполнена современная российская и мировая практика. Производители кладут в огромную коробку 150-200 грамм конфет для обманчивого визуального эффекта, постепенно уменьшают количество продукта в привычной упаковке — сгущённого молока, творога, круп, хлебобулочных изделий и многих других товаров. Этот косвенный обман далеко не сразу распознаётся потребителем. Но при осознании действий производителей или продавцов рассматривает это как злоупотребление доверием (мошенничество).

Возьмём, к примеру, скандал, разразившийся на истекшей неделе по поводу злоупотребления технологиями компанией Facebook. Бывшая сотрудница этой корпорации обвинила основного акционера и топ-менеджмент в том, что они не удаляют агрессивный контент в соцсети в угоду получения прибыли, поскольку агрессия дольше удерживает внимание пользователей и повышает прибыль от рекламы.

Ресторан с неприличным названием

Ресторан с неприличным названием

Последствия такого подхода бывают самыми печальными и даже трагичными — все мы знаем о подростках и взрослых людях, которые под воздействием таких материалов расстреливают студентов и учащихся школ, травят в Сети сверстников или посторонних людей, кончают жизнь самоубийством.

Неэтичный маркетинг: использование свастики и имени Гитлер в названии индийского магазина

Неэтичный маркетинг: использование свастики и имени Гитлер в названии индийского магазина

Другой аспект неэтичного маркетинга заключается в привлечении внимания потребителей неприличными названиями магазинов, кафе и ресторанов, употребление в рекламных обращениях сомнительных слов и выражений.

Наружная реклама банковских услуг с жаргонными словами

Наружная реклама банковских услуг с жаргонными словами

Приведём ещё ряд примеров сомнительных рекламных обращений.

Реклама от компании "Эльдорадо"

Реклама от компании «Эльдорадо»

 

Реклама от БургерКинга

Реклама от БургерКинга

Надо ли говорить, что подобная реклама несёт в себе отрицательные воспитательные эффекты, направленные на молодое поколение.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.