Экономика культуры – одна из наиболее сложных дисциплин экономической науки. Здесь нет чётких опор в виде рыночных механизмов, принципов доходности и самоокупаемости. Трудно представить себе памятники великим людям, национальным героям или знаменательным событиям, которые были бы коммерчески привлекательными. Хотя конечно, в современном многообразном мире есть и такие – как, например, памятники античной Греции, Древнего Рима или Эйфелева башня Парижа, привлекающие ежедневно тысячи туристов со всех континентов.
Однако таких уникальных объектов культурного и цивилизационного значения в мире совсем немного – они составляют, скорее, исключение, нежели правило. Абсолютное большинство мемориалов, памятников персоналиям и событиям, не приносит их владельцам (государственным или муниципальным) сколько-нибудь существенных доходов, способных хотя бы отчасти покрыть издержки содержания. С точки зрения ортодоксальных сторонников свободного рынка таких объектов не должно быть вообще. Как компромиссный вариант – можно содержать за счёт бюджета ограниченное число памятников и мемориальных комплексов (государственные музеи и театры – предмет особого разговора).
Формально рассуждения о экономии средств и рациональном расходовании материально-финансовых ресурсов не лишены логики. Однако с точки зрения более глобальных и высоких задач данная рациональность перерастает в глупость, когда скупердяйство вредит воспитанию, патриотизму и единству народа.
Попробуем начать наш краткий анализ издалека, постепенно приближаясь к основной проблематике. В современном конкурентном мире, где основные игроки всячески пропагандируют свою цивилизацию, достижения, превосходство человеческого капитала, особое внимание уделяют вербовке последователей, привлечению под свои знамёна неофитов, людей разных рас и национальностей. Англосаксы небезуспешно стараются сделать свой язык языком международного общения, франкофонные и немецкоговорящие страны пытаются противостоять этому натиску. Новым членам Евросоюза и кандидатам на членство в ЕС прямо и косвенно внушается мысль о их собственной ущербности, неспособности решить внутренние проблемы, задачи промышленного, социального и прочего характера.
Посредством средств массовой информации, кинематографа, интернет-ресурсов, достижений науки, культуры и технологий США и их западными союзниками в сознание людей из разных стран внедряется представление о превосходстве англосаксонской культуры. При этом как бы невзначай порочатся достижения других народов – в частности, народов России. Их достижения искажаются, пачкаются грязью, умышленно или неумышленно преуменьшаются. Чего стоят киношные пьяные российские космонавты на МКС, преступления «русской мафии» или коммунистического режима. Подтасовка фактов и исторических событий уже даёт свои обильные плоды ядовитых всходов – в Польше, Болгарии, Прибалтике, а теперь и на Украине обманутые и одураченные националисты крушат памятники советским воинам-освободителям и вождям мирового пролетариата (при этом на Украине и не догадываются, что коммунисты и Ленин – первые благодетели Незалежной, проводившие насильственную украинизацию русского населения и подарившие Украине обширные территории).
Информационные атаки и фальсификация истории становятся частью политической линии многих «развитых» государств. В этой связи России приходится предпринимать ответные действия по защите исторической памяти, репутации и доброго имени своей страны. Но как это сделать на внутренней и внешней арене? Как мягко и ненавязчиво воспитать молодое поколение и неокрепшие умы, которые наиболее подвержены умелому информационному натиску наших западных недоброжелателей?
Вариант первый – самый грубый и одновременно глупый – это обидеться и попытаться физически наказать враждебно настроенных по отношению к России людей. Сторонники такого подхода говорят о том, что Россию перестали бояться и потому стали позволять себе такое, чего не было раньше. В этом доводе есть доля истины. Но применять военную силу по отношению к недружественно настроенным странам и народам нецелесообразно по многим причинам.
Вариант второй – более тонкий и интеллектуальный. Показать всему миру превосходство русской культуры посредством невоенного соперничества – за счёт демонстрации качества человеческого капитала, высокого уровня жизни, культурных, научных и спортивных достижений.
Олимпиада и Паралимпиада в Сочи была именно таким глобальным событием, которое развернуло сознание как россиян, так и мирового сообщества по поводу достижений нашей страны. В результате отлично подготовленных Игр российские спортсмены стали первыми в медальном зачёте, безоговорочно опередив сильнейшие национальные сборные. Превзойти наших олимпийцев смогли только паралимпийцы, показав удивительную силу духа и несгибаемый характер.
Открытого военного столкновения не потребовалось. Наилучшее качество человеческого капитала продемонстрировали российские атлеты. Организация, комфорт и самые современные спортсооружения сочинской Олимпиады были также на недосягаемой высоте. Ощущение поднятия волны патриотизма и единения нации сразу же зафиксировали социологи.
Теперь вновь вернёмся к экономической составляющей. На проведение сочинской Олимпиады было потрачено по разным оценкам, от 20 до 30 млрд. долл. При этом весьма сложно разделить государственные и частные инвестиции, инфраструктурные и собственно спортивные капиталовложения. И это не говоря о будущих прибылях от эксплуатации отелей, туристических и спортивных комплексов, транспортной и социальной компонент.
Но даже если мы возьмём совокупные затраты по максимуму, то всё равно эта сумма явно будет несущественной по сравнению с полученными культурными и патриотическими эффектами, с переломом в сознании россиян, которые больше не чувствуют себя проигравшими в холодной войне с Западом. Для сравнения – примерно такую же сумму в 29 млрд. долл. Россия списала в конце 2013 года Кубе. Да что там долг Кубе, когда суммарная помощь Украине за последние годы составила не менее 120 млрд. долл. (об этом сообщил общественности сам президент В.Путин). Да и ежегодный отток капитала из нашей страны за рубеж также колеблется в пределах 100-120 млрд. долл.
Сочинская Олимпиада, как историческое событие навсегда войдёт в анналы отечественной истории – наряду с такими датами, как победа в Великой Отечественной войне, запуск в космос первого спутника или полёт Ю.Гагарина. Если бы у нас в руках были некие весы, на которых мы могли бы взвесить в денежном исчислении перечисленные события, во что бы они были оценены? Наверняка в суммы, кратно превосходящие 30, 40 или 50 млрд. долл. Такие знаменательные свершения, составляющие гордость нации, воспитывающие её генофонд, патриотизм, веру в собственные силы и уверенность в себе стоят гораздо больше потраченных денег. Их можно рассматривать не как простые траты, а как инвестиции в память культуру, формирование нового человека.