Тенденции развития экономики России в 2014-2015 гг.

Экономика России в первом полугодии 2014 года показала то, что и должна была показать – снижение курса национальной валюты до уровня в 35,5-36 руб. за доллар и 49-49,5 руб за единицу европейской валюты. При этом экономический рост ожидаемо замедлился до одного процента. Помимо этого, Минэкономразвития РФ пересмотрело свой прогноз по росту ВВП на текущий год до 1,1%, тогда как ранее ожидалось 2,5%. Отток капитала за весь 2014 год прогнозируется на уровне в 100 млрд. долл.

Отдельные западные аналитики (например, из Capital Economics) утверждают, что на ныне существующие негативные тенденции наложится также украинский кризис, что приведёт к снижению объёмов ВВП России на 5% за 2014 год. Инфляция в РФ должна выйти за пределы в 6% и составить 8-9% в годовом исчислении.

Насколько обоснованы данные прогнозы и какова реальная ситуация с экономическим ростом в нашей стране – об этом поразмышляем в рамках нашего краткого анализа.

Во-первых, надо сказать несколько слов о самом способе измерения хозяйственной активности в той или иной стране при помощи ВВП. Сразу скажем, что данный показатель весьма несовершенен и его текущие значения не охватывают качественные изменения в экономике, а тем более, в социальной сфере. А именно качество роста, его интенсивный характер, предопределяет будущие тенденции развития. В этом смысле я не вижу большой опасности в замедлении российского экономического роста; сложившаяся ситуация лишь указывает на внутреннюю перебалансировку финансовых и материальных ресурсов, подготовку новых производств и типов хозяйственной деятельности. В недрах российской экономики вызревают источники нового роста, которые в ближайшем будущем сыграют кумулятивную роль, станут катализаторами среднесрочного и долговременного развития.

Что же конкретно имеется в виду? Прежде всего, качественные изменения в головах россиян. После успешно проведённой сочинской Олимпиады и Паралимпиады, стремительного и бескровного возврата Крыма в состав России, самосознание граждан нашей страны значительно укрепилось. Ещё бы – страны-середнячки или, как выразился Б.Обама, «региональные державы», не смогли бы стать первыми в спортивных достижениях, в лучшей, без натяжек, зимней Олимпиаде по комфорту, организации и прочим параметрам.

Рост самосознания и волна патриотизма создают иную, чем раньше, социальную и экономическую среду в России и её репутации во многих других государствах мира. Рост личного и общественного благосостояния, осознание своей значительности и морального превосходства выразилось в индексе счастья россиян, который достиг максимума за последние 25 лет. Сегодня, по данным опроса ВЦИОМ, счастливыми чувствуют себя более трёх четвертей россиян (78%).

Этот, казалось бы, неэкономический аспект, очень важен для хозяйственной системы – в плане повышения доверия к власти, в её способности решать большие задачи, к формированию позитивного делового климата, экономическим ожиданиям, готовности инвестировать и держать сбережения в национальной валюте в собственной стране. Есть даже предложения от ряда экономистов заменить показатель ВВП на исчисление индекса счастья.

Вторым моментом, который окажет на грядущую ситуацию серьёзное влияние, станет мобилизующая роль международных санкций против России. Реакция населения нашей страны в этом плане уже известна – народ в подавляющем соотношении настроен против инициаторов данных санкций, усматривая в них попытку США и их сателлитов в лице Евросоюза диктовать свою волю набравшей силу России. В различных отечественных СМИ и блогосфере Рунета мы почти не найдём людей, поддерживающих Запад в его поползновениях. Жители России готовы к недружественным действиям западных держав и НАТО, считая, что они настроены к нашей стране предвзято и враждебно.

А раз так, то следует ожидать «народных санкций» против самого западного блока и его сателлитов. Эти «народные санкции» могут выражаться в самых разных формах – от хакерских атак инициативных групп на финансовую и управленческую сеть европейцев и их заокеанских хозяев, и до бойкотирования товаров производителей из этих стран.

Но нам сейчас важен внешнеэкономический аспект такого поведения и мировоззрения россиян. Полагаю, что потоки вывода капиталов из России могут в значительной мере сократиться, так как бизнес-сообщество и государственные чиновники теперь больше опасаются блокирования их личных счетов и недвижимого имущества за границей. Банковский кризис на Кипре, принудительная конфискация части вкладов россиян, недружественные действия США и их союзников по замораживанию счетов неугодных лиц, блокирование работы электронных платёжных систем – всё это будет иметь и уже имеет свои долгосрочные последствия. Отсюда вывод – миграция российского капитала за рубеж в 2014 году может оказаться меньшей, чем ожидается. Репатриация валюты может снизить отрицательный баланс до 70-80 млрд. долл. в год вместо прогнозируемых 100-110.

Газовые войны с Газпромом Европы и Украины, попытки внедрить условия третьего энергопакета ЕС не очень сильно отразятся на итоговых цифрах нашего газового гигианта – особенно, если уже в этом месяце будет заключено соответствующее соглашение с Китаем о стратегическом партнёрстве в газовой сфере. Тем самым будет уменьшена зависимость России от Европы и её постоянного нытья о монополизме, высоких ценах на газ, энергетическом диктате России etc.

Следует также отметить и такой вид «народных санкций», как снижение численности выездного туризма. Россияне могут ответить недружественно настроенным странам «ногами», оставив их тем самым без известной доли доходов. Если хотя бы часть денег из этих сумм останется в стране (за счёт Крыма или внутреннего туризма), то Россия от этого только выиграет.

Третьим важнейшим фактором, который может радикально развернуть ситуацию, станет способность президента и правительства России воспользоваться единством мнений нации и провести быструю модернизацию национальной экономической системы. Развитие предпринимательства, снятие административных барьеров, снижение налогового бремени и ставки банковских кредитов, уровня коррупции, числа бюджетников и чиновничьего аппарата, проведение приватизации госкорпораций, увеличение инвестиций в человеческий капитал, осуществление адекватной миграционной политики – всё это может пройти достаточно безболезненно в сложившихся ныне благоприятных условиях

Наконец, если президент, парламентарии и правительство перейдут от слов о федерализме к делу, то это также принесёт свои плоды уже в ближайшие годы. Сокращение числа дотационных регионов за счёт улучшения финансовой базы местного самоуправления также имеет хороший потенциал.

Если экономические мероприятия из приведенного выше списка будут осуществлены также быстро, квалифицированно и решительно, как было с присоединением Крыма, то уже в будущем году следует ожидать роста экономической активности и предпринимательства, возрастания ВВП на 5-6% и стабилизации курса рубля на уровне в 32 руб. за доллар. Как говорится, дело за малым – надо «всего лишь уговорить Ротшильда». Сейчас мяч на половине поля президента. Сможет ли он воспользоваться хорошим шансом – покажет уже ближайшее время.

 

См. также: Перспективы развития российской экономики на 2015 год

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.