Рассмотрение процессов управления персоналом следует начать с определения самого понятия «персонал», его этимологии, смысла и общих содержательных характеристик. Сам термин «персонал» происходит от латинского слова personalis, означающего «личный», принадлежащий конкретному лицу.
В практике современного бизнеса под категорией «персонал» принято понимать совокупность работников данного предприятия, его «личный состав», куда входят все сотрудники, имеющие трудовые договоры со своим работодателем.
Однако отношения с нанимателем персонала могут быть у работников достаточно разнообразными – наемные сотрудники могут работать в штате компании на полную ставку или на какую-то ее часть (0,5; 0,33; 0,25 ставки и т.д.), быть внештатными сотрудниками, быть прикомандированными к фирме или работать на условиях аренды (т.н. аутстаффинга). Не исключены также трудовые взаимосвязи на условиях разовых контрактов по устным (неформальным) соглашениям и контрактам фриланса.
Иногда бывает сложно однозначно определить, является ли то или иное лицо сотрудником предприятия, которое выполняет функции лоббиста компании или представляет ее интересы на других предприятиях или государственных органах.
В нашем курсе мы будем для простоты понимать под категорией «персонал» всех тех лиц, которые связаны с данным работодателем трудовым соглашением (контрактом), согласно которому наемный работник обязуется выполнять определенные работы или функции за установленную плату. Все иные случаи неформальных отношений, лоббизма, родственных связей и прочих моментов мы будем оговаривать отдельно с необходимыми пояснениями.
В процессе функционирования предприятия, организации или государственного учреждения, количество принятых на работу сотрудников изменяется. Часть из них выбывают по причинам достижения определенного возраста, из-за переезда к новому месту жительства, по болезни или в связи с переходом на другую работу. Другие же люди вновь принимаются на работу, пополняя состав наемного персонала. Так происходит ротация сотрудников.
Но персонал может изменять свою численность и по другим причинам. Так, в целях повышения эффективности бизнеса руководство предприятия может принять решение о выделении отдельных структурных единиц в самостоятельные подразделения, то есть применить схему аутсорсинга. Тогда ставшие де-юре независимыми структуры и их работники не могут считаться персоналом материнской компании. Кроме того, следует отметить и то обстоятельство, что персоналом мы будем считать только физические лица.
Очевидно, что работодатель принимает на работу наемный персонал для осуществления каких-либо умственных или физических операций, за выполнение которых назначается определенная оплата труда. А так как все люди имеют различную подготовку, опыт, навыки и знания в требуемой отрасли, то необходимо отметить главный признак персонала – обладание теми или иными качественными характеристиками.
В науке от управлении персоналом считаются все сотрудники предприятий и организаций, которые классифицируются по нескольким признакам:
— по иерархии в системе менеджмента – топ-менеджеры, средний управленческий персонал, линейные менеджеры, исполнители;
— по профессиональному признаку – инженеры, маркетологи, IT-специалисты, юристы, станочники, техники, водители, продавцы, экспедиторы, охранники и т.д.;
— акционеры и совладельцы бизнеса – то есть лица, совмещающие функции собственника предприятия с работой по найму, что характерно для кооперативов, акционерных обществ и ООО, «народных предприятий», индивидуального и семейного бизнеса.
Кроме того, принято различать персонал сменный, дежурный, мобильный и стационарный (в том числе управленческий), который работает на различных принципах участия в трудовом процессе. При этом требования обязательного присутствия на рабочем месте для отдельных категорий сотрудников может не применяться.
В настоящее время визуально определить персонал той или иной компании можно по внешним атрибутам сотрудников – наличию корпоративных цветов, дресс-кода или специальных значков (бэджей), на которых указано имя сотрудника и его должность.