Выстраивание экономической стратегии начинается с постановки целей; без целевых ориентиров футбольная отрасль напоминает корабль, команда которого не знает, куда плыть – одни указывают одно направление, другие – противоположное. Одни участники футбольной индустрии, например, настаивают на том, чтобы легионеры играли в национальных клубах без ограничений — и тогда вырастет общий уровень подготовки игроков. Другие отвергают этот путь и подчёркивают, что нужно растить национальные кадры, а не тратить огромные деньги на иностранцев. Другой аспект проблемы — это споры о финансировании отечественного футбола за государственный счёт (бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов) или за счёт госкорпораций. Одна часть законодателей и любителей футбола считает это позитивным и желательным моментом, другая — совершенно недопустимым.
Чтобы исключить путаницу и хозяйственные потери от простого перебора проб и ошибок, футбольной общественности и прочим участникам экономико-правовых отношений следует определить, чего они хотят от футбола, какой им видится вся футбольная индустрия, инфраструктура, организация профессионального и любительского футбола, его достижения в будущем, представленные в монетарных, количественных и качественных показателях.
Экономика футбола как наука призвана на основе объективных данных сформировать цели развития этого популярнейшего вида спорта, определить стратегию и альтернативные пути модернизации отечественного футбола, указать наиболее эффективные и приемлемые модели его функционирования.
При определении главных целей развития футбола как составной части экономики спорта (а также экономики здоровья, экономики эмоций, социального предпринимательства) исторически сложились два основополагающих способа определения главных целей:
- Эмпирический (опытный), когда цели развития футбольной индустрии формируются практическими работниками, которые отчасти опираются на зарубежный опыт и мнение экспертов;
- Научный, когда цели определяются научным сообществом, проходят необходимые этапы сбора информации, её верификации и классификации, теоретического и практического обоснования.
Каждый из указанных методов сам по себе несовершенен, имеет свои достоинства и недостатки. В частности, при формировании целей развития экономики футбола практическими работниками, бывшими и действующими футболистами, тренерами, менеджерами, — наблюдается, как правило, перекос в пользу сиюминутных интересов, получения быстрой отдачи или прибыли, апеллирование к традициям и опыту наиболее развитых стран. При этом из поля зрения практиков выпадают стратегические задачи футбольной индустрии, системность в принятии решений, экономическое сравнение и обоснование принятых к исполнению моделей. Например, потребности текущего момента подталкивают тренеров, собственников футбольных клубов, топ-менеджеров РФС к привлечению всё большего количества легионеров в основные составы. При этом аргументы сторонников такого подхода вполне логичны и понятны: владельцам и акционерам профессиональных клубов нужен быстрый результат – уже в этом или следующем сезоне завоевать такую-то позицию в итоговой таблице. От места в чемпионате будут зависеть зарплаты, бонусы, участие в международных турнирах. Понятно, что такой краткосрочный подход находится в явном противоречии с долговременными целями – развитием детско-юношеского футбола, инвестициями в стадионы, базы, крытые спортсооружения, созданием конкурентоспособной национальной сборной.
С другой стороны, не является идеальным и чисто теоретический путь формирования целей только лишь учёными мужами из профильных НИИ, университетов и школ бизнеса. Академичность и отрыв от существующих реалий может сыграть злую шутку с теоретиками. Таким образом, чтобы избежать минусов как эмпирического, так и чисто теоретического подхода, следует сочетать каждый из методов в известной пропорции. Гармоничное включение научного подхода в повседневную деятельность футбольной индустрии весьма полезно с точки зрения:
а) формирования отраслевой статистики по различным вопросам экономики футбола – потребительского поведения, посещаемости матчей, количества болельщиков у экранов телевизоров, численности футболистов в женском и детско-юношеском футболе, доходов от рекламы, дотаций из бюджетов всех уровней и т.д.;
б) обучения действующих тренеров, менеджеров, работников профессиональных лиг, союзов и ассоциаций навыкам научного анализа и ведения собственной исследовательской деятельности;
в) создания различных научных школ в области экономики футбола, подготовки профессиональных кадров по узко специализированным направлениям, защита диссертаций, издание монографий и научных трудов, ведение профильных интернет-сайтов.
Комплексный подход к формированию целей развития экономики футбола хотя и более сложен, но гораздо более надёжен и продуктивен. С его помощью можно более точно формулировать приоритетные цели, а также при необходимости проводить их пересмотр и совершенствование.
Назовём ряд целей экономики футбола:
— Рост численности болельщиков, телевизионных и интернет-зрителей, являющихся потребителями футбольного продукта;
— Поступательный рост числа футболистов всех возрастов и социальных групп – детей, студентов, инвалидов, женщин, работающих граждан (корпоративный футбол);
— Рост количества крытых футбольных площадок и надлежащим образом оборудованных футбольных полей в различных населённых пунктах по всей стране;
— Повышение квалификации участников футбольной индустрии (тренеров, менеджеров, игроков, футбольных агентов, госчиновников от спорта) путём совершенствования образовательной инфраструктуры, спортивно-образовательных центров, организационно-экономических условий;
— Наиболее полное и всестороннее взаимодействие с вещательными и рекламными компаниями, производителями спортинвентаря, спонсорами для увеличения бюджетов футбольных школ, клубов, спортивных интернатов, футбольных федераций и ассоциаций;
— Ориентация сборных команд страны по футболу на максимальные результаты;
— Максимизация количества соревнований по футболу всех уровней (внутривузовских, дворовых, школьных, районных городских, республиканских) с целью популяризации футбола и внесения вклада в развитие человеческого капитала страны.
Помимо обозначенных нами могут формироваться и иные цели, которые нередко дополняют друг друга или же являются противоречивыми. Так, например, увеличение численности людей, занимающихся футболом, является дополняющим критерием по улучшению результативности игры, так как массовость является залогом конкуренции и получения более высоких результатов.
В то же время имеются цели (или подцели, т.е задачи), которые в известной мере противоречат друг другу. Например, обеспечение лучшего финансирования какого-либо из видов футбола (профессионального, любительского, женского, инвалидного и т.д.) будет, как правило, отражаться на прочих его сегментах, так как кто-то недополучит части финансирования при перераспределении бюджетов.
Наконец, для постановки целей важным обстоятельством является анализ прошлых программ и поставленных задач – были ли они выполнены полностью и в срок, что помешало их своевременному исполнению, какие были допущены ошибки.
Описанный нами процесс формирования целей является наиболее оптимальным с точки зрения использования науки и её наработок. После того, как определены цели развития, руководителями футбольной отрасли и государства избираются адекватные экономико-управленческие модели, о которых мы поговорим ниже.