Словосочетание «экономика футбола» несёт в себе различные смыслы, которые следует разграничивать. С одной стороны, под экономикой футбола понимается вся совокупность хозяйственных и финансовых отношений, существующих на национальном или мировом уровне. В это обширное понятие включаются такие показатели, как численность футболистов-профессионалов и любителей, уровень зарплат и бонусов игроков и тренеров, ёмкость зрительских и трансфертных рынков, затраты на инфраструктуру, посещаемость матчей и иные параметры.
С другой стороны, экономика футбола рассматривается как научная и учебная дисциплина, входящая в состав экономики спорта. Экономика футбола, как и многие другие науки, имеет как теоретический, так и прикладной характер. В круг таких дисциплин включаются науки, исследующие социально-экономические и управленческие аспекты видов спорта, маркетинговые и хозяйственно-правовые особенности физкультуры и спорта, историко-экономические особенности двигательной активности, экономику здоровья, спортивный бизнес и целый ряд других направлений.
В системе наук о спорте и спортивном предпринимательстве экономика футбола занимает особое место. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, футбол является самым популярным видом спорта в мире, он культивируется в каждой цивилизованной стране; практически везде проводятся регулярные внутренние первенства и чемпионаты. Во-вторых, экономика футбола по своим объёмам (как в стоимостных, так и в физических показателях) сопоставима со всеми остальными видами спорта; чемпионаты мира по футболу – столь же грандиозное по масштабу и доходам событие, что и Олимпийские игры. Наконец, вся индустрия футбола (включая его разновидности – футзал, пляжный, женский футбол и т.п.), и вовлечённые в его орбиту специализированные СМИ, спортсооружения, лиги, федерации, производственные, торговые и сервисные предприятия, составляют одну из значимых сфер мировой экономики, которая вкупе со спортивным туризмом год от года набирает обороты.
Нельзя также не отметить, что число футбольных болельщиков в мире беспрецедентно; ни один вид спорта не знает такого количества поклонников. Эти люди, одновременно являясь потребителями и ценителями футбольного зрелища, составляют коммерческую основу экономики футбола. Подавляющее большинство из них сами играли и продолжают играть в футбол, так как эта игра проста как всё гениальное – поставил на плоской площадке пару предметов для обозначения ворот и играй в своё удовольствие. Пропустив через своё становление, личность и физическое развитие занятия футболом, люди смолоду становятся поклонниками и фанатами данного вида спорта, так как понимают его красоту, логику, функции игроков, замыслы тренеров.
На начальных стадиях своего развития футбол представлял собой обычное развлечение и игру, способ проведения досуга. Экономика футбола в тот период делала свои первые шаги. Лишь в отдельных европейских странах во второй половине XIX века стали появляться первые организованные соревнования, футбольные федерации и надлежащая инфраструктура. В Англии и Шотландии к 1890-м годам формируются профессиональные футбольные лиги, которые становятся фундаментом для коммерческого футбола.
К началу ХХ века складываются определённые предпосылки для развития экономики футбола как локального, так и международного масштаба. К ним можно отнести следующие факторы:
— продолжительность рабочего времени в европейских и ряде других стран мира постепенно сокращается; если раньше люди трудились на предприятиях по 12-14 часов, то теперь продолжительность рабочего дня сократилась до 8-9 часов. Времени на досуг и развлечения у населения стало больше;
— повысились доходы и благосостояние населения за счёт научно-технической прогресса и развития поточного производства. Теперь преобладающее количество граждан могло себе позволить потратить некоторую сумму на футбольное зрелище без большого ущерба для семейного бюджета;
— развитие сети дорог и твёрдым покрытием, железнодорожного и автомобильного транспорта сделало возможным перемещение болельщиков вслед за своей командой, что положило начало обширной отрасли событийного и спортивного туризма;
— широкое распространение периодических изданий (а впоследствии радио и телевидения) сделало футбол одной из ведущих новостных тем; этот вид спорта стал популярным и обсуждаемым даже там, где этого раньше не было. Футбол стал модным и общераспространённым как в Европе, так и на других континентах.
Усложнение и расширение хозяйственных и финансовых отношений в сфере футбола привело к появлению отдельной науки, которая вбирает в себя всю совокупность исследований теоретического и прикладного характера. В более конкретной формулировке экономика футбола – это наука, изучающая пути повышения хозяйственной эффективности футбола и его вклад в развитие человеческого капитала.
Как наука экономика футбола формируется лишь во второй половине ХХ столетия. Подобно маркетингу и менеджменту, которые ранее не считались отдельными науками, а входили в состав экономической теории, экономика футбола получала импульс к развитию всего несколько десятилетий назад. До этого времени считалось, что с футбольной экономикой и так всё ясно – надо строить больше хороших стадионов, продавать побольше билетов на матчи, привлекать лучших футболистов высокими зарплатами.
Однако со временем изъяны такой позиции стали проявляться всё явственнее. Отсутствие научного обоснования и надлежащих исследований вносило в управление футболом значительную долю субъективизма; а это, в свою очередь, вело к неправильным решениям и ошибкам. Поэтому наиболее продвинутые страны стали формировать научные школы по экономике футбола, вводить преподавание этой дисциплины на курсах спортивных менеджеров, в университетах, а также в системе MBA и MSA (мастера спортивного администрирования).