В своей повседневной деятельности фитнес-клуб должен быть достаточно стабильным и рентабельным для того, чтобы приносить своим владельцам приемлемый доход. К этой цели стремятся все без исключения операторы рынка фитнес-индустрии.
Стараясь привлечь возможно большее количество клиентов, крупные и малые фитнес-клубы вступают в конкурентные отношения, которые становятся непременным спутником их каждодневной работы.
Потребительские контингенты фитнес-клубов не являются по своей природе статичными и малоподвижными образованиями. Занимающиеся фитнесом люди находятся в постоянном движении – они то бросают занятия, то вновь начинают заниматься, переходят из клуба в клуб, знакомясь с корпоративной культурой и условиями тренировки в каждом из них. Тот фитнес-клуб, который отличается по каким-либо параметрам в лучшую сторону, привлекая к себе клиентов, оказывается более успешным, чем прочие. Тогда говорят, что данный фитнес-клуб обладает конкурентными преимуществами. Такими преимуществами могут быть более низкие цены, более современное оборудование и оснащение тренажерных залов, более опытные фитнес-инструкторы, более известная торговая марка клуба, удобное месторасположение и другие факторы, которые мы подробнее рассмотрим ниже.
Следует также отметить, что конкуренция ведется не только между фитнес-клубами, по линии прямых взаимодействий, но осуществляется также косвенным образом, через услуги-субституты (заменители). Специфика данного вида конкурентных отношений состоит в том, что досуг людей может заполняться самыми различными способами – посещением театров, стадионов, ресторанов, общением с друзьями, чтением книг, рыбалкой и другими видами деятельности. В общей структуре досуга фитнес занимает лишь одну из позиций в длинном ряду прочих занятий. И здесь уместен вопрос: выступает ли, например, шоппинг (посещение магазинов), или, скажем, самостоятельные занятия физической активностью (гимнастикой, пробежками, плаванием) конкурентом фитнесу?
Практика дает организаторам фит-бизнеса однозначный ответ: «Да, все альтернативные виды досуга составляют фитнесу конкуренцию». И эта конкуренция тем сильней, чем интенсивнее реклама операторов альтернативного бизнеса – например, предприятий торговли, ресторанов, учреждений игорного и шоу-бизнеса. Маркетинговые и рекламные ходы косвенных конкурентов представляют большую опасность для стабильности и прибыльности фит-бизнеса, так как для многих видов развлечений не требуется никаких волевых усилий.
Фитнес же, напротив, требует от человека целенаправленной работы над собой, над своей внешностью и здоровьем. Исправление дефектов фигуры и восстановление здоровья требует от клиентов кропотливой работы, результаты которой начинают проявляться лишь после длительных периодов систематических тренировок и восстановительных процедур. А так как подавляющее большинство потенциальных и реальных посетителей фитнес-клубов предпочитает посещать занятия не чаще 1-2 раз в неделю [1], то видимые результаты начинают проявляться спустя несколько месяцев.
Иное дело – шоппинг или посещение баров и ресторанов. Здесь результаты усилий клиентов ощущаются немедленно и без особых затрат физической и умственной энергии. Кроме того, не нужно ограничивать себя в еде, потреблении спиртного или сигарет. Весьма частой причиной отказа от посещения фитнес-клуба является лень и психологическое обоснование в виде рассуждений об усталости от работы, желания «снять стресс», пообщаться с друзьями. Такие потенциальные или реальные потребители фитнес-услуг плавно перекочевывают в радушные объятья конкурентов из сферы альтернативных развлечений.
Особое место в спектре альтернатив фитнесу составляет пластическая хирургия, которая занимается исправлением дефектов возраста или природы. Многие люди, ведущие малоподвижный образ жизни, злоупотребляющих высококалорийной пищей или напитками, приобретают вид, далекий от идеалов красоты. Вместе с избыточным весом и недостаточной физической активностью приходят болезни, от которых впоследствии тяжело избавиться. Большая проблема для этих людей состоит в том, что они уповают на пластических хирургов, которые за считанные дни восстановят их красоту, удалив излишний жир или осуществив соответствующую подтяжку лица.
В качестве иллюстрации сказанного приведем некоторые цифры. Так, в Великобритании в настоящее время 54% женщин готовы прибегнуть к пластической хирургии, а почти каждая вторая представительница прекрасной половины уже прибегала к услугам пластических хирургов ранее. В России, согласно проведенным опросам, свыше 40% женщин готовы улучшить свой внешний вид с помощью пластической хирургии. При этом регулярно занимается фитнесом не более 7%. Таким образом, вместо дополнения занятиям фитнесом, пластическая хирургия воспринимается как альтернатива физической активности и здорового образа жизни.
Рассматривая конкурентные отношения в фитнес-индустрии, нельзя не отметить и еще один пласт проблем, связанных с недобросовестной конкуренцией. Бизнес устроен таким образом, что никто не желает отказываться от своих клиентов и прибылей без боя. Борьба за выживание и «место под солнцем» ведется с использованием всех доступных методов.
Наряду с обычными способами противостояния конкурентам в виде доступных цен, хорошего качества предоставляемых услуг, рекламы и прочего, – отдельными операторами фитнес-индустрии используются такие методы, которые вызывают сомнения в части их приемлемости с точки зрения этики бизнеса. К таким методам относят демпинг, распространение сведений, порочащих конкурентов (диффамацию), использование чужих торговых марок, недобросовестную рекламу.
Все вопросы конкурентных отношений чрезвычайно важны для предприятий фитнес-индустрии, так как напрямую связаны с самим существованием бизнеса, с величиной прибыли, рентабельности и оплаты труда. Владельцы фитнес-клубов должны постоянно держать в поле зрения проблемы, связанные с конкурентоспособностью их предпринимательской деятельности, своевременно предпринимать меры по совершенствованию и модернизации бизнеса, анализировать действия конкурентов и, при необходимости, заимствовать их позитивный опыт.
[1] Согласно данным исследований, проводимых маркетинговыми службами фитнес-клубов, самой распространенной частотой (фактической или планируемой) является посещение 1-2 раза в неделю (54% всех опрошенных, в том числе 33% реальных посетителей и 11% собирающихся начать посещение фитнес клуба).