Большие объемы прибыли обособленными малыми предприятиями фитнес-индустрии не могут быть получены. Здесь требуются иные подходы и масштабы коммерческой деятельности. Обслуживание клиентов должно быть поставлено на поток, а фитнес-клубы должны находиться вблизи мест работы или проживания потребительских групп.
Более того, все востребованные клиентами услуги по двигательной активности, оздоровлению и омоложению организма должны быть собраны под одной крышей, чтобы потребители могли получить все желаемое не выходя за пределы фитнес-клуба – постричься и сделать прическу, получить консультации визажиста или косметолога, сделать массаж, посетить сауну, поплавать в бассейне, сделать покупки во внутреннем магазине или фитнес-баре.
Получение всего комплекса услуг в одном месте удобно для потребителей и весьма желательно для организаторов фит-бизнеса. Концентрация большого набора услуг под эгидой крупного фитнес-центра диверсифицирует бизнес, то есть разносит его по разным направлениям, что делает его более устойчивым к конъюнктурным колебаниям в отдельных сферах предпринимательской деятельности. Свою позитивную роль играет также эффект масштаба бизнеса, повышение коэффициентов сменности и загрузки оборудования, сокращение расходов на управленческий персонал.
Однако для реализации всех преимуществ крупного бизнеса необходимы широкомасштабные инвестиции, исчисляемые десятками и сотнями миллионов рублей. При этом на первый план выступают два вопроса:
1. где можно получить необходимые финансовые средства на приемлемых условиях;
2. насколько велики риски невозврата привлеченных ресурсов и какую ответственность будут нести организаторы фит-бизнеса в случае развития событий по неблагоприятному сценарию.
Для осуществления инвестиций в бизнес-проекты обычно используются следующие источники:
· Собственный капитал;
· Кредиты коммерческих банков;
· Финансовые и материальные ресурсы партнеров;
· Ценные бумаги.
Наиболее логичным и приемлемым представляется способ использования для инвестиций собственного капитала организаторов фит-бизнеса. Если требуемая сумма финансовых средств имеется в наличии, то чаще всего нет смысла использовать заемный капитал или эмиссию ценных бумаг, так как это связано с определенными затратами времени и денег. Но зачастую собственных средств организаторам бизнеса не хватает и они вынуждены использовать прочие возможности для получения доступа к капиталу.
Хорошим способом получения внешних финансовых ресурсов является банковский кредит. Однако условия получения кредита далеко не всегда приемлемы для организаторов фит-бизнеса. Например, фитнес-клуб планирует расширить спектр предоставляемых услуг за счет строительства и ввода в эксплуатацию бассейна. Для осуществления данного проекта требуется 10 млн. руб. Коммерческий банк соглашается выдать необходимый кредит, но ограничивает его срок 12 месяцами под ставку 12% годовых. Для организаторов фит-бизнеса это означает, что через год они должны будут возвратить банку 11,2 млн. руб. Простой подсчет показывает, что произвести строительные и отделочные работы, установку необходимого оборудования, обучить сотрудников, привлечь клиентов, оплатить заработную плату персоналу и, помимо этого, вернуть кредит, не представляется возможным из-за очень сжатых сроков. А просрочка кредитов может привести к потере бизнеса.
Высокие ставки по банковским кредитам и их краткосрочность заставляют организаторов фит-бизнеса искать другие пути для получения финансовых ресурсов. Один из таких путей – привлечение компаньонов. В качестве компаньонов могут выступать любые физические или юридические лица, желающие вести совместный бизнес. В этой организационной конструкции привлечение инвестиций производится в обмен на участие в управлении и разделе прибыли фитнес-клуба.
Компаньоны ведут совместный бизнес в двух основных формах:
1) в виде равноправных соучредителей фитнес-клуба со всем набором причитающихся каждому управленческих полномочий и финансовой ответственности;
2) посредством теневого партнерства, когда один или несколько компаньонов непосредственно в бизнесе не участвуют, а лишь предоставляют капитал с целью его приумножения.
Способ привлечения финансовых и материальных ресурсов из внешних источников, а также форма взаимодействия компаньонов предопределяет организационно-правовую конструкцию бизнеса, которая в первом случае носит название полного товарищества (или товарищества с дополнительной ответственностью), а во втором – коммандитного партнерства.
Дальнейшее развитие бизнеса в рамках таких организационно-правовых форм как хозяйственное товарищество тормозится ограниченными ресурсами учредителей фитнес-клуба. Для того, чтобы двигаться дальше и развивать предпринимательский успех, необходимо создание сети фитнес-центров во многих городах и регионах страны, а также выход на внешние рынки. Расширение масштабов бизнеса значительно увеличивает количество клиентов и денежный оборот компании, создает предпосылки для снижения цен на фитнес-услуги, дает возможность охватывать все или почти все потребительские группы. При этом конкурентоспособность бизнеса значительно возрастает, растет узнаваемость торговой марки сетевой компании, увеличивается ее капитализация.
Понимание этого факта стимулирует владельцев фит-бизнеса на поиски дополнительных инструментов, позволяющих финансировать расширение предпринимательской деятельности. Хорошим подспорьем в этом вопросе являются ценные бумаги – прежде всего бумаги эмиссионного типа. С помощью акций и облигаций компания может получить в свое распоряжение большие финансовые средства на длительные сроки или вообще в пожизненное пользование. Для того, чтобы сделать это, компании необходимо приобрести статус акционерного общества. Тогда выпущенные обществом акции можно будет продать всем желающим в обмен на выплату дивидендов и участие в управлении АО.
Статус акционерной компании позволяет владельцам фит-бизнеса не только расширять свою деятельность в количественном плане, но и трансформировать ее качественно. В частности, с помощью деления акционерного капитала легко создать систему взаимосвязанных фитнес-клубов, имеющих в уставном капитале друг друга большие (в том числе контрольные) пакеты акций. Подобные конгломераты компаний принято называть холдингами.
Имея все атрибуты независимых производителей фитнес-услуг, эти клубы, тем не менее, являются элементами единой системы сетевой компании. Действуя в рамках согласованной стратегии, ценовой и маркетинговой политики, фитнес-холдинги приобретают огромные конкурентные преимущества в части привлечения и подготовки кадров, проведения исследований рынков, инвестирования в инновационные проекты, рекламы своих брэндов, проведения PR-мероприятий и BTL-акций.
В этой связи нельзя не отметить, что появление на рынке крупных сетевых операторов фитнес-услуг создает реальную угрозу для клубов из сферы малого фит-бизнеса. Волна банкротств и поглощений более слабых в финансовом плане конкурентов может привести к монополизации рынков, что чревато в перспективе снижением качества предоставляемых услуг и повышением расценок для конечных потребителей.