Понятие предпринимательской деятельности или бизнеса в современном мире практически такое же, как и в стародавние времена – это инициативная самостоятельная деятельность людей, связанная с коммерческим риском и направленная на получение прибыли. На заре становления единого русского государства бизнес эволюционным образом проистекал из категорий ремёсел и промыслов, которые подразделялись на: 1) нетоварные, в рамках которых промысловики (охотники, рыбаки, бортники, грибники) или ремесленники (гончары, ткачи, кожевники, кузнецы и проч.) производили продукцию для нужд семьи или всей общины; 2) рыночные, когда продукт производился с целью обмена или продажи третьим лицам. Во втором случае мы имеем дело с предпринимательством, которое было свойственно многим народам с глубокой древности.
Русские ремесленники и промысловики осуществляли свою коммерческую деятельность либо индивидуально, либо коллективно – в форме ватаги или артели. Совместные формы предпринимательства во многом были заимствованы из военной или разбойной практик. Чтобы проследить эту связь, нам следует обратиться к толковому словарю Владимира Даля, который определяет: «Артель и рота, — одно и то же древнее слово от ротитися – клясться, присягать, товарищество за круговой порукой, братство, где все за одного, один за всех; артель – это дружина, община, товарищество для общего хозяйства и особенно пищи, также для работы сообща и раздела заработков». Здесь же Даль даёт примеры: «ножевая артель – воровская, разбойничья шайка. Артелью города берут. Один горюет, а артель воюет». [1]. Аналогичным образом Даль определяет ватагу – как дружную толпу, шайку, артель; временное или случайное товарищество. [2]. Таким образом, мы вновь должны подчеркнуть отмеченную нами выше связь воинского, разбойного и предпринимательского дела.
Разумеется, анализируя ранние стадии становления российского бизнеса, нельзя обойти вопрос о его квинтэссенции – деньгах.
Собственные деньги появились в Русском государстве к 1389 году, то есть к периоду правления Дмитрия Донского. До этого времени средством обращения и сохранения стоимости были римские динарии, восточные дирхамы, константинопольские червонцы, а с XI века – западноевропейские монеты. Наряду с деньгами хождением имели серебряные слитки (гривны), а также куны – шкурки куниц, белок.
В социальном плане древнерусское общество было неоднородным – в нём имелись как люди относительно свободные, обладавшие земельными наделами в форме вотчин, так и находившиеся под бременем рабства – смерды, закупы, холопы. В полную или частичную зависимость к хозяевам люди попадали разными путями – кто-то был взят в плен, кто-то не мог вернуть долг, а кто-то сам продавал себя в рабство навсегда или на определённое время.
Как указывают авторитетные источники [3], социально-экономическая структура Древней Руси была многослойна. Управляли страной князь и дружина. Причём дружина делилась на старшую (бояре) и младшую (отроки, пасынки, детские).
Большую часть общества составляли смерды. Смердами становились общинники, которые жили на пожалованных землях и поэтому постепенно превращались в зависимых крестьян. Существовала также немногочисленная прослойка рабов – холопов и закупов.
Управление в Древней Руси носило недифференцированный характер. Только к ХI в. начинают появляться особые должностные лица, имевшие различные названия. Так, сбор дани осуществляли данщики, сбор торговой пошлины – мытники, сбор «виры» (штраф за убийство человека) – вирники, сбор за продажу лошадей – пятенщики.
Экономическое развитие Древней Руси было связано с организацией крупного земледелия, причем в период с середины Х-го по ХII вв. начинает складываться индивидуальная крупная земельная собственность в форме вотчины, при этом первоначально существовали княжеские вотчины. С ХI в. появляются вотчины у дружинников и церкви. Существовавшие в те времена вотчины передавались по наследству и могли служить объектом купли-продажи.
Основная часть населения была занята в сельском хозяйстве, на промыслах и в ремесленном производстве. Поскольку основными цивилизационными центрами тогда являлись Европа и Византия, сердцевину русской торговли тогда составляли путь «из варяг в греки», а также товарооборот по северному маршруту. Именно туда, на существовавшие рынки можно было поставлять свою продукцию и взамен получать деньги, а также те товары, которые на Руси не производились.
Крупнейшими торговыми областями раннего средневековья были Сирия, Египет, Малая Азия, северный берег Африки, часть Италии и Испании, которые входили в состав Византийской империи. Уже к VII в. Константинополь и Александрия стали местами самых крупных торговых оборотов; значительную роль в международной торговле играли также сирийские и малоазийские города Фессалоники и Карфаген. С Красного моря, Персидского залива и внутренних азиатских торговых путей индийские и восточноазиатские товары поступали к византийцам, сосредоточившим у себя прибыльную посредническую торговлю. Но не только посреднические операции лежали в основе торговли Византии; здесь производились высококачественные художественные изделия, керамика, ткани из шелка, а византийские золотые деньги, константинопольские червонцы, свободно обращались во всем мире.
Когда в связи нападениями арабов значение византийских городов как центра международной торговли стало утрачиваться, напротив, возрастает роль Пизы, Генуи и Венеции. Купцы и мореходы из этих итальянских республик занимают место торговых посредников при перевозке товаров из Западной Азии, новых государств, образованных крестоносцами на рубеже XI-XII вв. – Иерусалимского королевства и его вассалов, графств Триполи и Эдесса, а также княжества Антиохия. Из Европы сюда поставлялись металлы, дерево, сукно, оружие, а вывозились шелк, пряности, хлопок, сахар, стекло.
К Х в. в Западной Европе образуются ассоциации купцов для предоставления друг другу помощи при провозке товаров по мало защищенным в то время от разбоя большим дорогам. Эти ассоциации в дальнейшем преобразуются в особые корпорации, называвшиеся торговыми союзами или гильдиями. Один из таких союзов – Ганзейский активно торговал с русскими по северному маршруту – через Берген и Новгород. Вывоз меха, воска, рабов и ввоз предметов роскоши являлись основными направлениями торговли Древней Руси с Византией, европейскими и арабскими странами [3].
Оптовая караванная торговля была непосредственным образом связана с ярмарками, на которых крупный опт дробился на мелкий и розничную торговлю.
Ярмарочная торговля на Руси еще в раннем средневековье была чрезвычайно развита. Как сообщает «Словарь учрежденных в России ярмарок», изданный в конце XVIII в., «ярмарки в России приняли начало свое, можно сказать, еще в самой древности; оные учреждаемы были в честь идолов во время идолопоклонства при их храмах, как то в Биармии, или по-нынешнему в Карелии, подле храма Золотой Бабы; на острове Ругене в Балтийском море подле храма Святовида, учреждены были знатные торги, или ярмарки, также и по всей России. При храмах оные находились в то время, когда праздновали тому идолу. А по восприятии Славеноруссами христианства, по древнему оному обычаю учреждались они всегда подле церкви во время празднования дня Святого, во имя которого оная церковь построена, так как и по всей Сибири оное генерально производится».[4].
Хозяйственное развитие Древней Руси сопровождалось формированием особого типа русского предпринимателя. [3]. По мнению В.О. Ключевского, на формирование типа русского предпринимателя оказали существенное значение природно-климатические условия. Так расчетливость русского предпринимателя уживалась с одновременной склонностью принимать решения «очертя голову», объяснялись российскими бескрайними просторами. А чередование способности предпринимателя к кратковременному тяжелому труду и к длительному безделью объяснялись тем, что России характерны короткое напряженное лето и долгие осень и зима. Помимо этого В.О.Ключевский отмечает, что русскому предпринимателю так же свойственно: неспособность к общим действиям (лучше в одиночку), большая приспосабливаемость к неудачам, чем к успеху; неумение просчета перспектив; осмотрительность (способность больше подмечать следствие, чем заглядывать вперед), а в результате действие задним умом. Всё это нашло отражение в трудовой этике народа, закрепившись в многочисленных пословицах и поговорках. Особое значение для формирования социокультурного облика российского предпринимателя сыграла устойчивая общинно-корпоративная традиция, характеризуемая честностью отношений среди своих и допускающая склонность к разбою вне общины.
В конце XV в. процесс объединения русских земель вокруг Москвы привел к образованию единого Русского государства. Это позволило ликвидировать феодальную раздробленность и свергнуть татаро-монгольское иго, а также создать систему централизованного управления.
Литература:
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. – СПб.: ТОО «Диамант», 1996. – С.24.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. – СПб.: ТОО «Диамант», 1996. – С.105.
- Краткая история российской экономики. Учебное пособие.2-е доп. изд. под ред. проф. Ю.П. Филякина — М.: Меридиан, 2007. — 320 с.
- Словарь учрежденных в России ярмарок, изданный для обращающихся в торговле. – М.: Тип. Пономарева, 1788. – С.1-2.