Одной из основополагающих проблем философии спорта является вопрос о движущих силах физической активности человека, его желании соревноваться, соперничать, тренироваться, двигаться к поставленной цели.
Все мы не раз имели возможность убедиться в том, что склонность к игре, соперничеству, доминированию, двигательной активности имеют многие виды птиц и животных. Игра и движение для них столь же необходимы, как пища и воздух. Учёные неоднократно проводили опыты над различными видами пернатых и млекопитающих, лишая их возможности двигаться. Проведённые эксперименты однозначно продемонстрировали, что обездвиживание (акинезию) представители животного мира не выдерживают, погибая через какое-то время даже при достаточном количестве пищи. При этом человек, в отличие от животных, акинезию может переносить длительное время (хотя и с отрицательными последствиями для здоровья).
Наблюдения и эксперименты над животными показывают, что игра – это неотъемлемая часть развития живого и достаточно сложного организма. А этот факт недвусмысленно свидетельствует о том, что игра и различные виды соперничества (как интеллектуального, так и физического характера) были в живой природе и до появления человека, то есть являются докультурным феноменом.
Через игру мозг познаёт окружающую действительность, моделирует различные проблемные ситуации, создаёт условия соперничества, осознания себя в интеллектуальном и физическом взаимодействии с прочими членами группы. Таким образом, игра – это создание определённых условий и ситуаций, в которых индивид может проявить свои качества – физическую силу, сноровку, сообразительность, быстроту реакции, способность управлять рисками.
Вышеприведенное определение игры следует дополнить оговоркой безопасности и подчинением игроков писанным (формальным) или неписанным (неформальным) правилам. Как правило, граница безопасности является линией водораздела между собственно игрой и пространством реального противоборства, в котором все средства хороши. Как только хотя бы один из участников игры перестаёт соблюдать кондиции безопасности, защищающих на условиях формального или неформального договора игроков от травм, ущерба, гибели, игра или заканчивается, или качественно изменяется, перерастая в жестокую схватку. Такое, как мы знаем, нередко бывает, когда эмоции приобретают бесконтрольный характер.
Для лучшей иллюстрации отразим сказанное на схеме (см. рис.1).
Игра позволяет осуществляться внутривидовой конкуренции щадящими, нелетальными методами. В процессе игры одни индивиды демонстрируют своё превосходство и доминирование, другие вынуждены принимать результаты игры и занимать своё место в складывающейся групповой иерархии. Таким образом, игра – это «мягкий» способ позиционирования индивидов в группе, противостоящий открытому насилию, или, по словам английского философа Т.Гоббса, «войне всех против всех».
Кроме того, игра служит незаменимым средством обучения, получения новых эмоций, ощущений, знаний, навыков. Конечно, научить кого-либо или натренировать можно и без игры. Однако в этом случае процесс приобретения навыков, умений и знаний происходит более рутинно, однообразно и неинтересно. В то же время интерес – это основная философская категория не только спорта, но и всей творческой, познавательной и эмоциональной сферы человека. Французский философ Гельвеций усматривал в категории интереса фундаментальную основу этики, политики, хозяйственной практики, общественного устройства в целом. В своей работе «Об уме» он указывал: «Если физический мир подчиняется закону движения, то мир духовный не менее подчинён закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».
Интерес к игре, подвижным противоборствам в полном смысле слова преобразуют мозг. Учёными-исследователями в ходе провидения разнообразных экспериментов было установлено, что под воздействием физических, познавательных и эмоциональных нагрузок у людей физически меняется структура мозга, формируются новые нейроны и нейронные связи. А это обусловливает иное мышление, знания, ценности.
Что же касается изменений физических параметров тела – силы и объемов мышц, осанки, соотношения жировой и мышечной массы, веса тела, выносливости, систем саморегуляции организма, — то действие этого закона всем хорошо известно; здесь не требуются тонкие опыты и длительные наблюдения. Спортивные игры, как показывает мировая практика, являются самыми популярными видами досуга, спортивных зрелищ и собственно занятий спортом.
Что и как исследует философия спорта
Место философии спорта в системе гуманитарного знания
Законы развития в философии спорта
Школы и направления в философии спорта ч.1
Школы и направления в философии спорта ч.2
Философия антиспорта: средневековый регресс
Спорт как философия национального превосходства
Философия допинга: человек-машина
Философия экстремального спорта
Философия тренировки