Выше мы уже упоминали, что экономика массового спорта – это объемное и комплексное понятие, охватывающее огромный пласт экономических отношений, связанных с производством такого нематериального продукта, как здоровье, развлечение, долголетие. Инвестируя в двигательную активность и спорт, государство, компании и частные лица добиваются не только чисто экономических эффектов, о которых мы говорили выше, но и улучшают качество
человеческого капитала по многим параметрам – этического, эстетического, ценностного плана.
Теперь обратимся к вопросу классификации массового спорта, выделения отдельных его составляющих и компонентов. Если представить структуру массового спорта в виде простой схемы, то мы увидим, что основных элементов (которые также дробятся внутри себя на отдельные составляющие) будет одиннадцать (см. рис.1).
Для каждого компонента массового спорта существует своя специфика экономических отношений, которая характеризуется типами участников рынка и способами финансирования (налогоплательщики, иждивенцы, получатели пожертвований от меценатов и спонсоров, стипендий и субсидий от государства и проч.), по возрасту занимающихся (трудоспособные, малолетние, пенсионеры, школьники, студенты); по типу потребления спортивных продуктов (организованные и неорганизованные рынки двигательной активности); по степени локализации (региональные, муниципальные, сельские, национально-территориальные). Могут быть также использованы критерии подразделения на государственный и частный сектор, инициативный и обязательный, коммерческий и некоммерческий сегменты.
Следует отметить, что экономика массового спорта имеет в различных странах мира свои собственные управленческие и хозяйственные модели, которые основываются на культуре, традициях, мировоззрении и ценностях того или иного народа.
Так, в нашей классификации мы не проводили деление массового спорта по гендерному признаку, так как в России мужской и женский спорт де-юре и де-факто равноправны. При финансировании мальчиков и девочек, юношей и девушек, женщин и мужчин российское государство не проводит специальных водоразделов, и использует, как правило, подушевые нормативы. Однако в отдельных странах мира ситуация совершенно иная – где-то женщины не имеют равных прав с мужчинами, где-то существуют ограничения для женщин для занятий спортом (по религиозным причинам, в силу национальных традиций и т.д.). То есть подходы правительств к финансированию массового спорта и его отдельных сегментов довольно сильно различаются. И если европейские страны вводят в образовательные стандарты спортивные дисциплины, финансируя тем самым спорт через систему среднего и высшего образования, то другие страны этого не делают, считая это неприемлемым.
Следует также упомянуть о различных моделях государственного регулирования массового спорта. Большая часть современных государств придерживается политики дирижизма, прямо финансируя из бюджетов всех уровней двигательную активность и массовый спорт. Так поступают такие страны, как Россия, Китай, Белоруссия. Однако есть и другая точка зрения на массовый спорт. Определенная группа стран – таких, например, как США, Великобритания, полагают, что граждане, желающие заниматься массовым спортом, могут это сделать за счет личных средств, то есть на рыночной основе.
О каждой составляющей системы любительского спорта в нашей стране мы поговорим отдельно, посвятив обсуждению каждого сегмента особый раздел.