В последние десятилетия превалирующее значение для мирового спорта стали иметь коммерческие интересы. К концу 1980-х – началу 1990-х годов интерес к Олимпийским играм как высшему форуму некоммерческого спорта стал снижаться. Принципы олимпизма и дух бескорыстной борьбы, провозглашенные Пьером де Кубертеном при возрождении Игр, вошли в противоречие со зрелищным, профессиональным спортом, в недрах которого атлеты показывали максимальные результаты.
Таким образом, в последнее десятилетие уходящего ХХ столетия, большой спорт оказался в точке бифуркации. С одной стороны, МОК и Национальные олимпийские комитеты видели, что популярность Олимпиад постепенно снижается, на Играх всё меньше устанавливается рекордов мирового уровня. При этом представители спортивной элиты из наиболее зрелищных видов спорта, где уровень оплаты труда спортсменов был высоким, отказывались от участия в Олимпиадах, предпочитая им коммерческие соревнования.
С другой стороны, допуск профессиональных спортсменов к участию в Олимпийских играх подрывал их философскую основу, моральные ценности, дух бескорыстия и отрицания наживы. Хорошо понимая основу возникшего противоречия, МОК принял решение о корректировке принципа недопуска профессионалов к участию в Олимпиадах. Де-факто в XXI век Олимпиады вступили в ином качестве – как Игры для лучших атлетов, включая профессионалов.
Мощнейший оплот любительского спорта в мире – Советский Союз – также к началу 1990-х годов стал сдавать свои позиции. В 1992 году на Олимпиаде в Барселоне сборной СССР уже не было – вместо неё за медали боролась Объединённая команда СНГ, под эгидой которой выступали бывшие союзные республики.
Распад СССР и переход новой России на рельсы рыночной экономики усилил миграцию ведущих спортсменов и тренеров за рубеж – в Национальную хоккейную лигу (НХЛ) стали уезжать наши ведущие хоккеисты, на Запад потянулись фигуристы, баскетболисты, футболисты, тренеры по разным видам спорта. Таким образом, с распадом СССР и социалистической системы, временным поражением философии социальной справедливости, идеология рынка и максимизации прибыли усилила тенденции коммерциализации мирового спорта.
Несколько позднее, в начале XXI века, когда уровень оплаты атлетов и тренеров в России вырос до мирового, балансы притоков и оттоков поменяли свой вектор – на сегодня в Россию стремятся приехать по контракту спортсмены и тренеры, для которых величина гонораров и бонусов – основной показатель. Такой неприкрытый космополитизм в философии современного профессионального спорта – весьма распространённая вещь; патриотизм и уважение к своим зрителям становятся второстепенным фактором: где хорошо, там и родина.
Денежные мотивы как главенствующий фактор пустили корни практически во все виды спорта и околоспортивную деятельность (букмекерский бизнес, спортивную лотерею, работу спортсооружений, спортивных сайтов и СМИ), породили свойственные профессиональным атлетам болезни – допинги, коммерческие подкупы, договорные матчи, коррупцию в спортивных федерациях и даже в сердце мирового спорта – Международном олимпийском комитете (подробнее см. здесь). Те явления, которых более всего опасался Пьер де Кубертен, получили в современном большом спорте широкое распространение.
Философия «золотого тельца» вступает в прямое противоречие с основными ценностями спорта – честной победой, патриотизмом, защите чести и флага своей страны. Так, например, сборная Камеруна по футболу даже не хотела отправляться на бразильский ЧМ-2014, выторговывая у национальной футбольной федерации и властей страны больших гонораров (подробнее см. здесь). При этом выступление камерунцев на мундиале удивили зрителей своим безволием и слабостью подготовки.
Требования постоянного повышения гонораров, зарплат и премиальных выплат нередко приводит к локаутам и забастовкам, отражается на зрителях, стоимости входных билетов и абонементов. Профессиональный спорт, составленный из высокооплачиваемых игроков и спортсменов, требует в современных условиях таких же элитных зрителей, способных платить за зрелища немалые суммы.
Следует отметить, что данная модель и философия коммерческого спорта постепенно изживает себя. Вероятно, сейчас мы находимся в точке апогея существующей мировой тенденции, траектория которой в ближайшие годы будет меняться. Но об этой перспективе большого спорта, его меняющейся философии мы поговорим ниже, в отдельном вопросе.
Что и как исследует философия спорта
Место философии спорта в системе гуманитарного знания
Законы развития в философии спорта
Школы и направления в философии спорта ч.1
Школы и направления в философии спорта ч.2
Философия антиспорта: средневековый регресс
Спорт как философия национального превосходства
Философия допинга: человек-машина
Философия экстремального спорта
Философия тренировки