Например, Проект Закона о ФиС содержит статью о финансировании отрасли физической культуры и спорта в определенном размере – в нашем случае, как 10% национального дохода с ежеквартальной индексацией и защитой от секвестирования. Специалисты и депутаты профильного комитета ГосДумы, занимающиеся подготовкой Проекта, имеют к двигательной активности и спорту прямое отношение – в силу своего жизненного пути, профессии, достижений. Поэтому эти эксперты вольно или невольно являются выразителями интересов всей сферы физкультуры и спорта страны.
Однако в профильном Комитете по ФиС расстановка сил также может быть неоднородной – интересы профессионального спорта могут быть более рельефно выражены, так как слава и влияние бывших спортивных звезд всегда выше, чем у представителей, например, детско-юношеского или инвалидного спорта. Таким образом, уже под эгидой думского Комитета по ФиС за влияние и перераспределение ресурсов борются уже две стороны. Схематично это можно обозначить как два лица, вращающие бревно (log roll) в свою сторону, желая свалить противника (см. рис.1).
После того, как две стороны нашли приемлемый компромисс, представив согласованный текст Проекта Закона о ФиС, в дело включаются следующие иные носители интересов – Министерство финансов, Минспорттуризма, Минрегионразвития, Минэкономики и прочие структуры. Каждое министерство и ведомство отстаивает свои интересы. Минфин заинтересован в минимизации расходов, чтобы выполнить государственный бюджет, Минспорттуризма хотело бы не только получить значительные финансовые ресурсы на физкультуру и спорт, но и надежно контролировать их. Министерство регионального развития хотело бы дать субъектам федерации больше денежных средств на развитие двигательной активности в обмен на обязательства улучшить показатели регионов. Все эти интересы выражаются в постоянных дебатах и попытках найти компромиссное решение.
Далее в дело включаются думские фракции – коммунисты, либерал-демократы, Единая Россия и справедливороссы. Естественно, что у каждой парламентской фракции имеются собственные взгляды на систему физической культуры и спорта в стране. Поэтому данные политические силы прикладывают определенные усилия для реализации собственных идей и уведомления об этом своих избирателей.
Кроме того, к процессу обсуждения законопроекта подключаются профсоюзы, общественные и инвалидные организации, спортивные общества, отдельные граждане, следящие по интернет-сайту Госдумы за фазами прохождения законопроекта, а также различными чтениями.
Процесс логроллинга принимает многосторонний и мультивекторный характер (см. рис.2).
Министерства, депутатские и экспертные группы спорят, ищут компромиссы, выторговывают для себя обязательства по другим законопроектам (если в данном вопросе они пойдут на попятную). Далее в процесс включается верхняя палата парламента — Совет Федерации, которые одобряет законопроект или отправляет его на доработку.
На завершающей стадии согласованный и сильно видоизмененный закон, одобренный обеими палатами Федерального Собрания, поступает на подпись к Президенту страны. Он также может отклонить закон и отправить его в согласительные комиссии, если какие-либо положения закона будут вызывать сомнения.
Таким образом, законопроект и Закон о физической культуре и спорте могут стать совершенно не похожими на себя правовыми документами. Финансовый блок правительства безжалостно вычеркивают из Закона статьи, регулирующие финансовые вопросы. Никаких конкретных цифр, нормативов и обязательств – говорят министры. Пишите что-нибудь в духе «государство может поддерживать спорт» (но может и не поддерживать его), разрешает финансирование физической культуры «из всех незапрещенных законом источников», «не исключает поддержку» и т.д.
В результате мы возвращаемся в исходную точку – в тот пункт, с которого начали наш краткий анализ, а именно – почему Законы о физической культуре и спорте получаются общими, декларативными и неконкретными.