Логроллинг и лоббизм в практике принятия законов о физической культуре и спорте (Часть2)

Логроллинг и лоббизм

Логроллинг и лоббизм

Например, Проект Закона о ФиС содержит статью о финансировании отрасли физической культуры и спорта в определенном размере – в нашем случае, как 10% национального дохода с ежеквартальной индексацией и защитой от секвестирования. Специалисты и депутаты профильного комитета ГосДумы, занимающиеся подготовкой Проекта, имеют к двигательной активности и спорту прямое отношение – в силу своего жизненного пути, профессии, достижений. Поэтому эти эксперты вольно или невольно являются выразителями интересов всей сферы физкультуры и спорта страны.

Однако в профильном Комитете по ФиС расстановка сил также может быть неоднородной – интересы профессионального спорта могут быть более рельефно выражены, так как слава и влияние бывших спортивных звезд всегда выше, чем у представителей, например, детско-юношеского или инвалидного спорта. Таким образом, уже под эгидой думского Комитета по ФиС за влияние и перераспределение ресурсов борются уже две стороны. Схематично это можно обозначить как два лица, вращающие бревно  (log roll) в свою сторону, желая свалить противника (см. рис.1).

Рис.1. Логроллинг двух сторон, пытающихся продавить свои решения.

Рис.1. Логроллинг двух сторон, пытающихся продавить свои решения.

 

 

 

 

 

 

 

После того, как две стороны нашли приемлемый компромисс, представив согласованный текст Проекта Закона о ФиС, в дело включаются следующие иные носители интересов – Министерство финансов,  Минспорттуризма, Минрегионразвития, Минэкономики и прочие структуры. Каждое министерство и ведомство отстаивает свои интересы. Минфин заинтересован в минимизации расходов, чтобы выполнить государственный бюджет, Минспорттуризма хотело бы не только получить значительные финансовые ресурсы на физкультуру и спорт, но и надежно контролировать их. Министерство регионального развития хотело бы дать субъектам федерации больше денежных средств на развитие двигательной активности в обмен на обязательства улучшить показатели регионов. Все эти интересы выражаются в постоянных дебатах и попытках найти компромиссное решение.

Далее в дело включаются думские фракции – коммунисты, либерал-демократы, Единая Россия и справедливороссы. Естественно, что у каждой парламентской фракции имеются собственные взгляды на систему физической культуры и спорта в стране. Поэтому данные политические силы прикладывают определенные усилия для реализации собственных идей и уведомления об этом своих избирателей.

Кроме того, к процессу обсуждения законопроекта подключаются профсоюзы, общественные и инвалидные организации, спортивные общества, отдельные граждане, следящие по интернет-сайту Госдумы за фазами прохождения законопроекта, а также различными чтениями.

Процесс логроллинга принимает многосторонний и мультивекторный характер (см. рис.2).

Рис.2. Многосторонний логроллинг.

Рис.2. Многосторонний логроллинг.

 

 

 

 

 

 

 

Министерства, депутатские и экспертные группы спорят, ищут компромиссы, выторговывают для себя обязательства по другим законопроектам (если в данном вопросе они пойдут на попятную). Далее в процесс включается верхняя палата парламента — Совет Федерации, которые одобряет законопроект или отправляет его на доработку.

На завершающей стадии согласованный и сильно видоизмененный закон, одобренный обеими палатами Федерального Собрания, поступает на подпись к Президенту страны. Он также может отклонить закон и отправить его в согласительные комиссии, если какие-либо положения закона будут вызывать сомнения.

Таким образом, законопроект и Закон о физической культуре и спорте могут стать совершенно не похожими на себя правовыми документами. Финансовый блок правительства безжалостно вычеркивают из Закона статьи, регулирующие финансовые вопросы. Никаких конкретных цифр, нормативов и обязательств – говорят министры. Пишите что-нибудь в духе «государство может поддерживать спорт» (но может и не поддерживать его), разрешает финансирование физической культуры «из всех незапрещенных законом источников», «не исключает поддержку» и т.д.

В результате мы возвращаемся в исходную точку – в тот пункт, с которого начали наш краткий анализ, а именно – почему Законы о физической культуре и спорте получаются общими, декларативными и неконкретными.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.