На истекшей неделе группа членов Совета Федерации внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона «О естественных монополиях»». Суть предлагаемых поправок сводится к тому, чтобы запретить крупнейшим российским госкорпорациям, которые относятся к числу естественных монополистов, финансировать отечественный и зарубежный профессиональный спорт.
Инициатива «группы шести сенаторов» (Власенко Н.В, , Васильева В.Н., Канькова О.Г., Новикова В.А., Фетисова В.А., Шуба В.Б.) при всей ее правильности и справедливости, все же вызывает ряд вопросов.
Во-первых, финансирование профессиональных спортивных клубов (главным образом из игровых видов спорта – футбола, хоккея, баскетбола) производится не только монополистами, но и теми структурами, которых к монополистам отнести нельзя. Например, госбанки ВТБ и Сбербанк (контрольные пакеты акций которых принадлежат государству), отнести к монополистам не представляется возможным из-за большого числа игроков на банковском рынке. Для таких полугосударственных структур остается открытой лазейка для любого вида спонсорства элитного спорта.
Второй момент состоит в том, что запрет на финансирование профессионального спорта за счет налогоплательщиков не касается местных бюджетов, хотя известно, что часть субъектов федерации (в том числе дотационных), позволяют себе огромные траты на спортклубы. При этом хотелось бы подчеркнуть, что местные законодатели и главы регионов предпочитают отдавать деньги налогоплательщиков на те же игровые виды спорта, что справедливо возмущает представителей таких видов спорта, как единоборства, легкая атлетика, циклические дисциплины, и целый ряд других.
По-видимому, сенаторам, инициировавшим данный законопроект, следовало бы внести поправки и в бюджетный кодекс, дабы попытаться решить поставленную перед собой задачу более полно.
Наконец, третий вопрос следует обратить к В.Фетисову, одному из соавторов законопроекта, который в бытность главой Росспорта, не внес соответствующие статьи в ФЗ «О физической культуре и спорте». Разработанный и утвержденный под его непосредственном участии Закон о ФиС (действующий с 2007 года) ничего подобного не содержит. А именно эти положения могли бы стать его квинтэссенцией.
Но, как говорится, лиха беда начало. Если сенаторы взялись за эту застарелую проблему, значит наступил определенный перелом в сознании отечественных законодателей. Кроме того, группе шести надо отдать должное и за гражданское мужество, так как лобби у профессионального спорта очень мощное. Приобретая уважение россиян, инициаторы законопроекта об ограничении финансирования профессионального спорта госмонополиями могут приобрести влиятельных недоброжелателей и врагов. Поэтому хотелось бы выразить авторам законопроекта благодарность от лица российских налогоплательщиков.
Надо ввести финансовый фейр-плей спонсорства, как это сделано в ЕС. А то нечестно получается, когда какой-нибудь Зенит имеет безлимитный источник финансирования, при этом каждый год «лажается» в еврокубках и деньги все на ветер, или в карманы варягам, которые заработают и домой…а результата как не было, так и нет…а вот «бедные», но достойно выступающие клубы с талантливыми русскими футболистами и тренерами, в этой финансовой борьбе проигрывают и не имеют ни каких шансов…в последствии, талантливые футболисты и тренеры просто пропадают