Статья 2 Закона Казахстана «О физической культуре и спорте» провозглашает принципы государственной политики в области ФиС. И на этом поле национальные законодатели так же дают оригинальные трактовки, серьезным образом отличающиеся от аналогичных статей законов о ФиС других государств СНГ.
Первое, что сразу бросается в глаза – это пункт 1, согласно которому Закон устанавливает равенство и общедоступность занятий физической культурой и спортом для всех граждан. Формулировка российского Закона о ФиС (от 2007 г., ст.3 п.1) более нейтральна. Она говорит об обеспечении «права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту». А Закон о ФиС Белоруссии вообще уравнивает в правах всех граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства. Статья 7 «Право иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере физической культуры и спорта» дает на этом поле очень четкую формулировку: «Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правом в сфере физической культуры и спорта наравне с гражданами Республики Беларусь». Таким образом, казахстанский законодатель занимает по вопросу прав в области ФиС для граждан и неграждан особую позицию.
Далее, пункт 7 статьи 2 весьма недвусмысленно фиксирует главенство большого спорта в проводимой национальной политике. Законодатель четко говорит о «приоритетности спорта высших достижений, отстаивающего честь Республики Казахстан на международных соревнованиях». На практике это означает, что финансовая поддержка со стороны государства будет оказываться, в первую очередь, тем спортсменам, тренерам, спортклубам и сборным командам, которые представляют Казахстан на спортивных форумах высокого уровня – чемпионатах мира, Олимпиадах и Азиатских играх.
Учитывая, что стоимость спортсменов мирового класса весьма высока, а их подготовка связана с существенными затратами, Казахстан может попасть в ловушку интересов национальных профессионалов спорта и легионеров, которые при малейших сбоях в финансировании покидают свои клубы и переходят в стан тех конкурентов, где платят больше.
В то же время денег на финансирование собственных детско-юношеских школ, инвалидного, студенческого, оздоровительного и реабилитационного спорта в бюджете государства и муниципальных образований постоянно не хватает, так как их львиная часть идет на содержание спорта высших достижений. Образуется замкнутый круг – денег на подготовку собственных спортивных кадров не хватает – поэтому не развивается национальная база атлетов и тренеров. Не хватает своих кадров – приглашаем спортивных специалистов и атлетов из-за рубежа. А когда легионеры занимают основные места в хоккейных, футбольных и всех прочих клубов, то приходится говорить, что они выигрывают конкуренцию у национального резерва.
Соответственно, засилье иностранных тренеров и атлетов во внутренних чемпионатах создает большие сложности при формировании сборных команд. И тогда единственным выходом становится ускоренная натурализация спортсменов, готовых выступать за сборные команды страны. Такова может быть цена п.7 ст.2 казахстанского Закона о ФиС. Но, будем надеяться, что наши опасения беспочвенны.
В следующем пункте (п.8) мы читаем: о принципе «государственной поддержки и стимулирования физической культуры и спорта, поощрения спонсорской, благотворительной деятельности и меценатства». Здесь возникает чувство какого-то недопонимания законодателя – а в чем состоит отличие благотворительности от меценатства? Не есть ли это игра слов, когда безвозмездную (благотворительную) помощь кому-либо называют меценатством (по имени собственному Мецената Гая Цильния, приближенного римского императора Октавиана Августа). Об этом остается только догадываться, так как определения спонсорства, благотворительности и меценатства в понятийный аппарат не попали.
Интересной новацией (п.10) является принцип развития народных игр и национальных видов спорта. Можно предположить, что таким образом казахстанские законодатели пытаются сохранить и поддержать национальную идентичность, традиции, язык и культуру коренных народов Казахстана. В этом случае в статью1 п.8 о средствах физического воспитания следует также включить (помимо оздоровительных сил природы и гигиенических факторов) историческое наследие, культуру, обычаи, язык и ментальность населения.
Одним из ведущих принципов государственной политики в области физической культуры и спорта казахстанский Закон о ФиС провозглашает развитие научной базы для исследования проблем физкультурно-спортивного движения, спорта высших достижений и медицинского обслуживания спортсменов. Полагаю, это весьма перспективный и дальновидный подход, так как за наукой и инновациями – будущее. Передовые разработки в области менеджмента, спортивного права, экономики спорта, педагогических и медицинских направлений спортивной науки – все это принесет свои обильные плоды в недалекой перспективе. Но для этого требуется не только надлежащее финансирование. Нужны таланты и высококлассные специалисты – теоретики и практики, необходимы различные научные школы, материальная и экспериментальная база, специализированные издания, конференции, взаимодействия национальных и зарубежных ученых. Пока данный пункт (п.11 ст.2) остается лишь общей декларацией. Но даже включение данного принципа в систему государственной политике – уже большой шаг вперед.
В ст.4 п.4 законодатель регламентирует создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих свои средства в проектирование и строительство отвечающих международным стандартам спортивных сооружений, предприятий по выпуску товаров и оборудования спортивного назначения, высококачественных продуктов для спортсменов. При этом законодатель не уточняет, что именно он понимает под благоприятным инвестиционным климатом. Может быть, это субъективное понятие? Или же о надлежащем климате можно говорить только на основании каких-либо показателей? Ответа на эти вопросы в тексте Закона нет.
В статье 6 «Права и обязанности граждан в области физической культуры и спорта» мы находим интересные установления. Во-первых, Закон провозглашает право граждан на участие в управлении физической культурой и спортом. Это очень важный пункт с далеко идущими последствиями. Из него вытекает необходимость правительственного исполнительного органа при формировании программ развития отрасли ФиС и направлений финансирования сферы двигательной активности запрашивать мнение граждан через опросы, фокус-группы и другие инструменты выявления пожеланий населения.
Но такой раздел прав граждан, как пользование государственными, коммунальными и частными спортивными сооружениями и услугами звучит неопределенно – «бесплатно либо на платной основе».
А вот граждане, занимающиеся спортом, обязаны пропагандировать здоровый образ жизни, изучать и соблюдать основы гигиены. Законодатель опять возвращается к вопросу гигиены. Возникает вопрос – либо в Казахстане с гигиеной не все в порядке, либо кто-то из авторов Закона неравнодушен к этой теме.
Но как себе законодатель представляет практическую реализацию предписаний Закона? Вдруг кто-то из граждан, занимающихся спортом, не станет изучать и соблюдать основы гигиены или будет нарушать принципы здорового образа жизни – скажем, не будет мыть руки перед едой или будет изредка курить или пить вино? Как на это должны реагировать правоохранительные и надзорные органы? Закон никак не поясняет эту пикантную ситуацию.
Справедливости ради надо отметить, что и российский Закон о ФиС содержит аналогичную по смыслу статью. Но данная статья (ст.24) касается прав и обязанностей спортсменов, а не всех граждан. Под действие статьи не попадают физкультурники, тренеры, учителя физкультуры и другие работники сферы ФиС.