В последние два десятилетия многие субъекты Российской Федерации приняли местные Законы о физической культуре и спорте, которые дополняют и развивают соответствующий федеральный закон. Более того, отдельные края и области успели поменять свои законы о ФиС, посчитав принятые ранее правовые акты устаревшими или некачественными.
Насколько хороши законы о ФиС второго поколения – это весьма интересный и интригующий вопрос, ответ на который попробуем вначале поискать в правовом акте наиболее крупного и продвинутого в интеллектуальном плане субъекта федерации, каковым является Московская область. А уже потом рассмотрим мастерство и квалификацию законодателей регионов с более скромными возможностями.
Закон «О физической культуре и спорте в Московской области» был принят Областной думой и подписан губернатором МО 27 декабря 2008 года. С тех пор прошел достаточно продолжительный период времени, чтобы понять, насколько качественным оказался данный правовой акт.
Прежде чем дать краткий анализ ныне существующему Закону о ФиС в Московской области, попробуем задать себе вопрос о том, зачем вообще нужен данный закон, в чем его цели и задачи.
Некоторые регионы Российской Федерации справедливо посчитали, что им не к чему собственный Закон о ФиС, так как уже существует федеральный закон и этого вполне достаточно. Ведь жили же во времена Советского Союза без каких бы то ни было законов о спорте и это не мешало прекрасно развиваться массовому и большому спорту.
Другие субъекты федерации сочли, что учет местной специфики обязателен – да и вообще, не солидно как-то без собственного закона, потому как во всех областных Думах имеются комитеты по физкультуре и спорту. Есть и депутаты, которые желают проявить себя на почве улучшения здоровья и массовой двигательной активности в регионе. Даже в Государственной Думе было принято правило, что если какой-либо комитет не примет за определенное время десяток законов, то комитет подлежит расформированию. Так, кстати, и был принят Федеральный закон о ФиС от 2007 года, сменивший закон от 1999 года, который вполне можно было просто дополнить новеллами.
Основное назначение любого закона о физической культуре и спорте – организовать работу соответствующей отрасли таким образом, чтобы повысить качество человеческого капитала, приумножить здоровье местного населения, увеличить продолжительность жизни, сократить потребление алкоголя, наркотиков и табака, способствовать развитию массового, инвалидного, студенческого и профессионального спорта. Это очевидная вещь. Однако, изучая закон о ФиС Московской области, мы с удивлением обнаруживаем, что ст.1, регламентирующая предмет регулирования закона, об этом даже не упоминает.
Таким образом, уже в определении цели закона возникает неопределенность. А если не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным.
Статья 2 разграничивает полномочия местных законодателей и губернатора Московской области. Согласно закону, полномочия депутатов состоят в принятии законов МО о ФиС, в контроле за их соблюдением и исполнением (кстати, не очень понятна разница между соблюдением и исполнением закона; на наш взгляд, это лишь игра слов).
Зато к полномочиям губернатора относится значительно более широкий круг вопросов, начиная от определения основных задач и направлений в развитии физкультуры и спорта, и заканчивая назначением стипендий.
На наш взгляд, произошла какая-то путаница в головах законодательной и исполнительной власти. Обязанность законодателей – формировать качественную правовую базу, по которой работает исполнительная власть, включая губернатора МО. Вся работа губернатора и исполнительных органов должна быть на контроле депутатов и общественности. По факту мы видим, как существующий закон о ФиС МО передает основные полномочия губернатору и системе исполнительной власти, которые подминают под себя как самих депутатов, так и общественное мнение.
Кстати, весьма показательно, что местные законы о ФиС субъектов Российской Федерации априори отдают все главнейшие полномочия исполнительной власти, забывая о том, что есть и другие участники физкультурно-спортивных отношений – население, спортивные федерации и объединения, фитнес-клубы, спортшколы, физкультурно-оздоровительные учреждения и т.д. Их мнение, согласно действующему закону, никому не интересно. А между тем закон призван именно обслуживать население с учетом мнения людей, а не навязывать мнение чиновников де-факто и де-юре.
Действующий закон Московской области не обязывает работников государственных управлений по спорту учитывать пожелания населения, проводить социологические и маркетинговые опросы, вести специальную статистику по всем направлениям физкультурно-спортивной деятельности. И это уже не говоря об аналитической деятельности, способах воздействия на население в части улучшения здоровья и снижения заболеваемости. Не увидим мы в законе и обязывающих показателей и норм. В этой связи хотелось бы отметить, что украинские законодатели прямо указывают в законе о ФиС, что государственный орган управления обязан вести соответствующую статистическую и аналитическую работу.
Статья 7 закона посвящена «расходным обязательствам», то есть финансированию тех или иных статей физической культуры и спорта в Московской области. Я бы посоветовал законодателям называть такие обязательства не расходами. а вложениями в человеческий капитал или инвестициями, — так было бы более правильно с точки зрения экономики и менеджмента.
Показательно, что в законе мы не найдем ни одной конкретной цифры, все положения носят общий характер, согласно которым можно прочитать между строк – если местная исполнительная власть посчитает необходимым что-то профинансировать, то она это сделает в те сроки и в тех объемах которые сочтет нужными.
За рамками закона остается также важнейший вопрос соотношения финансирования местного массового и профессионального спорта. Из закона мы не можем понять, есть ли какие-то ограничения по финансированию профессиональных спортивных клубов, какие суммы им могут быть выделены, должны ли профессионалы что-то зарабатывать сами? Данную проблему президент Белоруссии А.Лукашенко решил недавно простым способом, предписав своим указом оставлять на массовый спорт не менее 15% всех расходов на ФиС, а спортклубам указав на то, что к 2015 году они должны 50% средств зарабатывать сами. Такое вот стимулирование спортивного бизнеса и предпринимательской активности тех, кто привык просто получать деньги из местных бюджетов.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что хотя закон МО и называется о физической культуре и спорте, собственно понятие физкультурник в нем напрочь отсутствует. Закон смещает фокус своего внимания на профессиональных спортсменов, оставляя вне поля зрения целые направления деятельности местных культурных и спортивных сообществ. Например, фитнес-индустрия Московской области достаточно хорошо развита и в состоянии решить многие задачи из области ФиС. Однако для этого фитнесу и другим направлениям двигательной активности требуется статус социально значимой деятельности, с соответствующей поддержкой и преференциями от местных властей. Им нужна правовая, информационная, идеологическая, финансовая, материальная поддержка. Но в законе о ФиС об этом нет ни слова.
Население нашей страны и Московской области достаточно быстро стареет. Однако этот факт законодатели оставляют без внимания. А ведь людям среднего и пожилого возраста требуются специальные оздоровительные и двигательные методики, которые смогли бы поддержать здоровье этой многочисленной части населения. То же самое можно сказать о школьном, студенческом и инвалидном спорте, которые находится в неудовлетворительном состоянии.
Общее впечатление от закона о ФиС Московской области – очень слабый правовой акт, который, несомненно, должен быть переработан и усовершенствован. Остается надеяться, что этот процесс начнется уже в ближайшее время.