Принято считать, что паблик рилейшенз, пиар, репутационный менеджмент, пропаганда возникли в последние десятилетия ХХ века. Однако на самом деле это глубокое заблуждение. Пропаганда и пиар, управление имиджем людей, начинаний и событий имеют очень давнюю историю.
Пропаганда как средство воздействия в интересах государства, отдельных группировок или лиц, в древности играла известную роль в политической борьбе, в торговых и хозяйственных отношениях. Надписи из Египта и Ассирии, а равным образом эллинистические и римские источники сообщают о пропаганде политических планов правящих династий.
Эллинистический историк Полибий оправдывал в своей «Всеобщей истории» римские завоевания, а Саллюстий предлагал спасти римскую государственность призывом к нравственному усовершенствованию правящих лиц.
Некоторые работы Цицерона служили аналогичным пропагандистским целям. Исторический труд Ливия был пронизан идеями августовского правления и служил пиаром возвышения и величия Рима.
Цезаревы «Записки о Галльской войне», несмотря на кажущуюся объективность, отражают его собственные политические намерения, равно как и собственные размышления о государстве. Императоры использовали основанные Цезарем бюллетени («Acta diurna») для пропаганды своих политических мероприятий; аналогичным целям служили изображения на императорских монетах. Надписи на стенах домов в Помпеях агитировали за кандидатов от различных группировок.
См.: Словарь античности. Пер. с нем. – С.465.