Людям, намеревающимся заняться самостоятельной пиар-деятельностью, всегда интересно знать, с какими конкретно заказами приходится иметь дело специалисту, работающему в регионе. В учебной литературе обычно упоминается политический пиар, который заказывают люди, желающие попасть на места депутатов различного уровня, глав местных органов управления, мэров, губернаторов. Другим сегментом заказов является вся коммерческая сфера и отчасти государственные организации, пытающиеся поправить свой имидж и деловую репутацию.
Действительно, это большая и важная часть пиаровского рынка, составляющая в стоимостном выражении его существенную долю. Но в реальной повседневной практике структура заказов может быть совершенной иной – особенно для пиарщика-индивидуала, работающего с клиентурой на микроуровне.
В последнем случае надо к политическому и экономическому пиару добавить бытовой сегмент, который часто остаётся вне поля зрения преподавателей и обозревателей. Изменить свой образ в положительную сторону хотят:
— люди, делающие карьеру внутри какой-либо организации, справедливо считающие, что паблисити и внешняя поддержка помогут ускорить движение наверх;
— потенциальные наследники, которым может достаться от родственников имущество и деньги в том случае, если их наследодатели будут уверены в добром имени и положительной репутации будущих получателей благ;
— молодые люди, желающие повысить свой социальный статус в глазах знакомых, работодателей, потенциальных супругов и их родителей;
— мужья и жёны, желающие посредством публикуемых статей, фото и видеоматериалов рассказать миру о своём супруге, заставить окружающих оценить его по достоинству, показать, как отличного специалиста (врача, учителя, руководителя, мецената и спонсора, спортсмена, рыболова-охотника и т.д.).
Пиар-консультанту также заказывают подготовку докладов по заданной теме (с презентациями в ПауэрПойнт или без таковых), написание статей от имени руководителя (или его заместителей) на сайте компании или сторонних организаций, публикацию реальных или постановочных интервью, действительных или придуманных эпизодов с участием заказчика и т.д.
Отдельно следует сказать о структуре заказов на пиар-работу от малых предпринимателей и микрофинансовых организаций. Эта категория заказчиков решает такие пласты имиджевых проблем, как:
— борьба с негативными слухами и происками конкурентов;
— продвижение названия и торговой марки коммерческой структуры, продукта, услуг кафе, условий микрозаймов и проч.;
— написание отзывов на продукт, услугу, работу на различных интернет-ресурсах, на форумах и в соцсетях;
— продвижение материалов чёрного пиара как средства информационной борьбы и захвата рынков.