Всероссийский центр изучения общественного мнения 17 июня 2014 года представил данные о том, сколько россиян будет смотреть матчи Чемпионата мира по футболу в Бразилии и каков интерес болельщиков к этому важнейшему спортивному событию. Полученные результаты опроса весьма любопытны как для специалистов по экономике спорта, так и для спортивных менеджеров всех уровней.
В частности, социологами было выяснено, что интерес к ЧМ-2014 проявляют 41% россиян; причём 19% наших сограждан планирует смотреть все игры Чемпионата, а 22% — будут следить за матчами с участием российской сборной. В 2012 году (на чемпионате Европы по футболу) численность болельщиков была чуть более высокой – тогда заинтересованность футбольными матчами проявляли 42% опрошенных.
Динамика изменений зрительских предпочтений распределилась следующим образом (см. таблицу).
Количество россиян, готовых регулярно смотреть телетрансляции с Чемпионата мира по футболу снизилось с 2008 по 2012 год довольно значительно – с 22 до 16%. Прошедшая в феврале 2014 года победоносная для России Олимпиада в Сочи несколько подняла зрительский интерес к ЧМ-2014 — до 19%. В эту цифру, по-видимому, закладываются позитивные ожидания наших сограждан, желающих снова пережить триумф отечественного спорта (согласно опроса, 18% россиян считают, что наша сборная станет чемпионом). Если же ожидания не оправдаются и российская команда покажет скромные результаты, то разочарование снизит интерес к футболу до минимума.
Во второй строчке таблицы мы видим данные, которые указывают на снижение количества зрителей, которые планируют смотреть матчи только с участием национальной сборной с 26 до 22%.
В то же время резко растёт число лиц, которые не проявляют интереса к играм ЧМ-2014: если в 2008 году не следили за ходом матчей 34% россиян, то в 2012 году их количество выросло наполовину и составило 52%. В этом же году мы отмечаем своеобразный антирекорд – 54% равнодушных к футболу людей. И это при том, что неосведомлённых людей о проходимом чемпионате стало гораздо меньше – всего 3%.
Причины этого феномена учёным и практическим работникам ещё только предстоит проанализировать, но уже сейчас ясно, что это – повод для беспокойства менеджеров Российского футбольного союза и руководителей лиг профессионального футбола.