Российский футбольный союз (РФС) опубликовал на своём официальном сайте стратегию развития футбола в Российской Федерации до 2020 года («Футбол 2020»). В этом документе, который разработан внушительной группой из 47 специалистов, изложены основные программные принципы, на которые будет ориентироваться РФС в последующие годы.
Сами разработчики Стратегии указывают, что документ состоит из трёх важнейших составляющих – 1) аналитического, 2) целевого, 3) ресурсного и нормативно-правового блоков. В них авторы документа анализируют текущую ситуацию в российском футболе, выявляют причины стагнации и проблем последних лет, намечают финансовые и прочие ориентиры для индустрии российского футбола.
Представив на суд общественности «Футбол 2020» РФС хотел бы получить критические отзывы и конструктивные замечания, которые будут учтены в итоговом документе.
Следует приветствовать предлагаемую РФС современную форму презентации и обсуждения такого программного документа, как «Футбол 2020». Данная инновация, хочется надеяться, станет шагом в правильном направлении работы РФС.
Отметим, что авторы Стратегии прогнозируют рост бюджета РФС с 2,5 млрд. руб. в 2013 году до 5 млрд. в 2018 г. и 7,5 млрд. в 2020 г. Честно говоря, не очень понятно, откуда берутся столь впечатляющие цифры. Если вчитаться в текст Стратегии, то можно понять, что её разработчики не слишком углубляются в сущность предпринимательства и футбольного бизнеса. Они в большей степени ориентируются на помощь государства (то есть даровое финансирование) и на налоговые льготы. Известные надежды также возлагаются на состоятельных спонсоров. И если государство и спонсоры раскошелятся, то тогда число занимающихся футболом возрастёт до среднеевропейских показателей.
Полагаю, что надежды авторов Стратегии иллюзорны и не базируются на реальных фактах. А они таковы, что популярность футбола в России в последние годы не растёт (см. данные опроса Левада-Центра), хотя разработчики и говорят, что с 2005 года, когда футболом занималось 1,4 млн. человек, таковых к 2014 году стало 2,4 млн.
Не обоснован оптимизм авторов Стратегии и в части увеличения бюджета РФС, который, как было отмечено выше, нарастает почти в геометрической прогрессии. Если в нашей стране не будет двузначной годовой инфляции, указанные цифры маловероятны.
Более того, разработчики Стратегии игнорируют тот факт, что экономический рост в России замедлился, компании-спонсоры стали экономить и отказываться от дорогостоящих проектов. Ряд профессиональных команд уже стали банкротами, другим это предстоит в недалёком будущем.
Следует также обращать внимание и на то обстоятельство, что российские профессиональные футбольные клубы сплошь убыточны, никто не приносит своим владельцам хотя бы минимальных доходов. А ориентация на деньги олигархов и госкорпорации – плохая модель. Реально мы видим, что у российских футболистов и легионеров непомерно раздутые зарплаты и бонусы, которые надо приводить в реальное соответствие с бизнесом и доходами клубов.
Что же касается развития женского футбола, то здесь перспективы коммерциализации ещё более сомнительны. Во всяком случае, в обозримой перспективе.
Изучение европейского футбола – дело правильное и полезное. Однако следует помнить, что в России – своя специфика. Никакой иностранный «Газпром» или зарубежный Абрамович не покупает в России футбольные клубы, не спонсирует отечественных футболистов. У нас иная футбольная культура и традиции. Причём многие из них иждивенческие, которые надо ломать и переходить на реальные схемы, подобно тому, как это делает Андрей Тихонов в Химках.
Думается, что в ближайшие годы отечественный профессиональный футбол пойдёт по пути коренной реорганизации, когда спортивным менеджерам нужно будет учиться зарабатывать деньги самим, а не выпрашивать их у государства или назначенных им спонсоров.
Это трудный и тернистый путь, путь отрезвления и выздоровления. В эти сложные годы для РФС будет удачей сбережение накопленного потенциала, а не утроение бюджета. Хочется пожелать РФС более глубокой проработки проблемы, развития предпринимательства и инициативы, учёта экономических и политических рисков.