Многие компании-производители спортивной продукции, спортивные клубы, федерации и отраслевые СМИ предпочитают второй вид маркетинга, сфокусированного на потребителя. Очевидно, что удобнее поставлять на рынок то, что будет заведомо куплено. Однако и в этом случае риск коммерческой неудачи довольно высок, так как, во-первых, на сложившемся рынке существует жёсткая конкуренция, и, во-вторых, производимый компанией продукт необходимо постоянно совершенствовать; при этом возникает вопрос, – в каком направлении это необходимо делать?
Например, как действовать международным спортивным федерациям в плане повышения зрелищности соревнований и повышения к данному виду спорта зрительского интереса? Ведь если зрелищность невысокая, то МОК может исключить спортивную дисциплину из программы Олимпиад и заменить её другой, более смотрибельной и коммерчески привлекательной.
С целью повышения динамизма соревнований, повышения к ним интереса с точки зрения маркетинга, международные спортивные федерации вносят соответствующие изменения в правила игры. Так, для волейбола был утверждён пятый укороченный сет, для футбола запрещена игра руками вратарём при пасе от своего игрока в штрафную площадку, введена игра в овертайме в хоккее в составе 4х4 или 3х3 игрока и т.д. Сейчас даже рассматривается вопрос об удалении футболистов с поля в качестве штрафа на какое-то время (в несколько минут) подобно тому, как это делается в хоккее.
Самая важная вещь, которую спортивная организация или компания-производитель должна знать, если планирует использовать данный вид маркетинга, – это то, что покупают потребители, почему они это делают, какими соображениями руководствуются и намерены ли они совершать покупки данного продукта в будущем. Причем черпать информацию о запросах и нуждах потребителей желательно из первых рук, встречаясь лицом к лицу с клиентами, покупателями, болельщиками каждый из которых – неповторимая личность, со своими собственными, только ему присущими чертами характера, темпераментом, вкусами и привычками. Только таким способом можно открыть для себя, чего хотят потребители, и, соответственно, поставить на рынок именно востребованный в настоящее время товар.
Именно поэтому компании-производители спортивной продукции постоянно опрашивают спортсменов и тренеров, – какими они хотели бы видеть тот или иной спортивный инвентарь и снаряжение, какие потребности они хотели бы при этом удовлетворить. СМИ и интернет-сайты спортивной направленности постоянно отслеживают рейтинги программ, трафик посещаемости, смещение интересов зрительской аудитории по тематике, видам двигательной активности, любительскому и профессиональному спорту.
С целью поддержания спроса производители спортивного продукта и информации постоянно проводят опросы потенциальных и существующих клиентов, выясняют их мнения, предпочтения, намерения, после чего вносят коррективы в свою производственную, спортивно-тренировочную и сбытовую практику.
В качестве примера маркетинга, ориентированного на потребителя, приведём действия футбольного клуба «Тамбов», который в условиях сокращения бюджетного финансирования активизировал работу с почитателями команды. В частности, тамбовские спортивные менеджеры проявили креативность и внедрили в спектр маркетинговых инструментов работы с болельщиками конкурс на самую красивую болельщицу. Причём определение лучших в конкурсе «Мисс ФК «Тамбов»» было произведено по итогам интернет-голосования.
Таким образом, футбольный клуб повышает зрительский интерес к себе, создаёт информационные поводы для пиар-программ и медийных обсуждений, что в конечном счёте оказывает благотворное влияние на финансовое положение клуба.