Менеджмент спортивной федерации

Спортивные федерации представляют собой главные организационно-управленческие структуры в отдельных видах спорта. Как правило, это общественные самоуправляемые организации, имеющие независимый от государства статус. Иными словами, местные власти, правительства регионального и федерального уровня не могут отдавать спортивным федерациям какие-либо распоряжения, подлежащие обязательному исполнению. Разумеется, это в идеале, когда спортивная федерация располагает достаточными финансовыми, интеллектуальными, правовыми, трудовыми и информационными ресурсами для поддержания своей автономности и независимости от внешнего вмешательства в свои дела.

На деле в преобладающем большинстве случаев реализуется смешанный вариант, когда государство или спонсор выделяет определённые средства, а спортивная федерация учитывает их интересы в принятии решений. Так, например, может ли считаться независимой спортивная федерация, если её председателем является министр или даже президент страны? (как было, например, с совмещением должности министра спорта РФ и главы РФС Виталием Мутко , или, скажем ситуацией, когда президент Белоруссии Александр Лукашенко долгие годы был одновременно главой Национального олимпийского комитета — эту должность он передал в 2021 году сыну Виктору).

Чтобы лучше понять организационно-управленческую сущность спортивных федераций (которые могут носить иные наименования – например, союзов, ассоциаций, объединений, комитетов и т.п.), мы должны обратить свой анализ на становление видов спорта.

На начальной стадии развития какой-либо подвижной игры или двигательной активности правила состязания формируются в инициативном, конвенциональном (договорном) порядке. Их должны одобрить все участники соревнования, иначе конфликтов не избежать. Но одно дело устное одобрение правил только что сформированными на пляже командами, готовых сыграть в волейбол или футбол, и совсем другое – регулярные чемпионаты с призовыми суммами, зрителями, арбитрами, стадионами и специально оборудованными площадками. Какого размера должны быть футбольные поля, теннисные корты, хоккейные коробки, размеры и вес мячей? Должны ли игроки делиться по половому и возрастному принципу? Кто должен составлять календари соревнований, договариваться с рекламодателями, вещателями, владельцами спортсооружений? Очевидно, что надо создать какую-то серьёзную выборную организацию, которая должна разруливать все эти проблемы.

Кроме того, с течением времени спортивные тенденции и рынки меняются, возникают новые технологии, возможности, формируются всё новые виды спорта. Естественным образом усиливается конкуренция между традиционными и вновь появившимися видами спорта, перераспределяются финансовые, человеческие, спортивно-информационные, маркетинговые, спонсорские и рекламные ресурсы. Значит кто-то должен бороться за удержание наработанных позиций, за привлечение новых контингентов занимающихся «своим» видом спорта, за расширение сфер влияния, за болельщиков и последователей.

Например, в последние два десятилетия значительно выросли возможности компьютеров, гаджетов, проводных и беспроводных каналов передачи данных. Соответственно, лавинообразно увеличилось количество геймеров, по всему миру образовались федерации киберспорта. Привлекательность киберспорта прямо и косвенно отражается на популярности многих традиционных видов двигательной и интеллектуальной активности, которые испытывают отток кадров, стагнацию и даже впадают в кризис. В этих условиях менеджерам спортивных федераций надо что-то делать – обновлять правила игры, создавать новые возможности (в том числе для государства, благотворителей и спонсоров), совершенствовать мотивацию, осуществлять рекламные и пиар-акции, творчески подходить к решению тех или иных проблем. А для этого нужен соответствующий менеджмент, знания, умения, отраслевая статистика и аналитика.

Итак, обобщая всё вышесказанное до простой схемы, мы можем нарисовать следующую модель (см. рис.1).

Рис.1. Схема потребностей спортклубов и функций спортивных федераций

Рис.1. Схема потребностей спортклубов и функций спортивных федераций

К приведенной выше упрощённой схеме мы должны дать некоторые пояснения. Часто возникает вопрос: «А нужны ли всем спортивным клубам, физкультурникам и индивидуально выступающим атлетам федерации?». Поскольку управление стоит каких-то денег, то неизбежно возникает вопрос о стоимости внешнего менеджмента, его оперативности и качестве. Поскольку менеджеры спортивной федерации не могут трудиться даром, им нужна оплата труда, помещения, юридический адрес, оплата коммунальных услуг и проч. Обычно за свою работу спортивные федерации получают от членов организации заранее оговоренные денежные суммы — членские взносы. Они должны быть, с одной стороны, посильными и адекватными для членов федерации, с другой стороны — достаточными для покрытия необходимых платежей.

Компромисс между двумя отмеченными требованиями даёт спортивным федерациям лишь некий ограниченный ресурс, своего рода «прожиточный минимум». Поэтому федерации в дополнение к членским взносам оговаривают для себя и другие возможности получения доходов. К ним относятся различные формы ведения предпринимательской деятельности, разрешённой в рамках устава, получение части доходов от спонсоров и вещателей, резервирование за собой прав на рекламу, торговые марки, эмблемы, прочие нематериальные активы.

Часть спортивных клубов физкультурно-оздоровительной и несоревновательной направленности считают для себя нецелесообразным вступление в какую-либо спортивную федерацию до тех пор, пока менеджеры последней не докажут им выгодность и необходимость такого вступления. В этом случае действует принцип: товар может быть оплачен только тогда, когда он того стоит. И спортивная федерация представляет убедительные аргументы того, что членство в ней — вещь не только имиджевая, репутационная, но и сугубо практичная. Методическая, управленческая, маркетинговая, информационно-правовая поддержка себя окупает сторицей — особенно в кризисные моменты (судебных разбирательств, недобросовестной конкуренции, мошенничества и т.п.).

Второй момент связан с созданием особого вида спортивных федераций «второго уровня», федераций из федераций, которые создаются, во-первых, для работы на международном уровне, и, во-вторых, для многопрофильных структур, объединяющих под своей эгидой различные виды спорта.

Таковыми являются Международные спортивные федерации (МСФ), Международный олимпийский комитет (МОК), Национальные олимпийские комитеты (НОКи), Ассоциация международных федераций летних олимпийских видов спорта (ASOIF), Европейская ассоциация футбольных федераций (UEFA) и проч.

…..

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.