Управление спортивной наукой

Современная спортивная наука представляет собой целую отрасль производства знаний о физической культуре и спорте. Отдельные ученые, исследовательские коллективы и институты постоянно работают над теоретически и практически значимыми проблемами, выявляют ранее неизвестные законы и тенденции в области социальных, экономических и естественных наук физкультурно-спортивной направленности. Представителями спортивной науки выдвигаются новые гипотезы и теории, разрабатываются различные концепции, делаются изобретения и открытия.

Понятие «спортивная наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – совокупность полученных к данному моменту научных знаний, образующих целостное представление о физической культуре и спорте. Непосредственные цели спортивной науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений соревновательной и физкультурно-оздоровительной деятельности, составляющих основной предмет ее изучения. Спортивная наука накапливает знания о физической культуре и спорте, систематизирует и анализирует их, а также выдает практические рекомендации по наиболее рациональному использованию полученных знаний.

Спортивная наука является основной движущей силой физической культуры и спорта, ядром научно-технического прогресса этой сферы. Без развития спортивной науки ослабевают и принимают застойный характер достижения профессионального спорта, спортивного образования, массовой физической культуры. Современному спорту постоянно требуются новые методики тренировки, тренажеры, витамины и пищевые добавки, снаряжение и амуниция. Помимо этого, физкультурно-спортивной отрасли требуются качественные правовые акты и законы, более совершенные модели взаимодействия государства и спортивного бизнеса, работы с болельщиками и спонсорами, эффективные способы борьбы с вредными привычками и многое другое.

Однако достижение хороших результатов в спортивной науке становится делом трудновыполнимым и даже вовсе неосуществимым без надлежащего менеджмента, умелого управления ресурсами, финансами и инновациями.

Общая задача эффективного управления спортивной наукой распадается на ряд подзадач, которые требуют оптимального решения. Назовем эти подзадачи.

1. Определение приоритетов в спортивной науке. С точки зрения менеджмента чрезвычайно важным является определение стратегических целей и задач в спортивной науке, выявление «прорывных направлений», на которых следует сконцентрировать исследования и финансирование. Иными словами, финансовые и интеллектуальные ресурсы отрасли физической культуры и спорта следует направлять на решение тех задач, которые в обозримом будущем дадут максимальный эффект, станут тем ведущим звеном, потянув за которое, можно вытащить всю «цепь науки» на качественно более высокий уровень.

Однако выяснение таких «точек роста» – задача весьма непростая и противоречивая. Никто не может точно сказать, какое из направлений научных исследований даст в перспективе наилучший результат. Здесь можно говорить лишь о вероятностных категориях. Управленческим структурам следует также определиться, в какие отрасли следует направлять большую часть ресурсов – в фундаментальные исследования (главной целью которых является раскрытие и познание неизвестных законов развития природы и общества, причин возникновения явлений и взаимосвязей между ними) или в прикладные разработки (направленных на изучение путей и способов практической реализации выводов фундаментальных исследований). Выбор пропорций финансирования и привлечения иных ресурсов осуществляется с учетом сроков окупаемости, конкурентоспособности (по сравнению с аналогичными разработками зарубежных исследователей) и капиталоемкости проектов. Таким образом, главной задачей менеджмента в данном вопросе является определение приоритетных задач и направлений финансирования спортивной науки с учетом имеющихся объективных предпосылок, фактов и будущих перспектив.

2. Определение необходимого количества научных работников. Важнейшей задачей государственного менеджмента в сфере физической культуры и спорта является выявление требуемой численности исследователей и научно-педагогических работников для спортивной науки и спортивного образования. Таким государственным структурам, как Министерство образования и науки, Министерству спорта, туризма и молодежной политике РФ необходимо располагать сведениями об оптимальной численности профессоров, доцентов, старших и младших научных сотрудников, аспирантов и соискателей.

Подбор и подготовку научных кадров для спортивной науки можно производить по разным критериям – например, исходя из сумм выделяемого государством финансирования или опираясь на численность сотрудников с учеными степенями в прошлые годы (или в развитых странах). Совершенно очевидно, что в данном случае важно не количество, а качество исследователей, их мотивация, научные заделы и талант. Не менее значимы такие факторы, как функционирование научных школ, иногородние и зарубежные контакты ученых (проведение совместных исследований, научно-практических конференций, съездов и симпозиумов), обмен научными данными и проч. Задача менеджмента спортивной науки состоит в рациональном сочетании всех компонентов качественной подготовки научных кадров для отрасли физической культуры и спорта, в адекватном финансировании таких статей, как зарплата сотрудников, закупка исследовательского оборудования, финансирование исследовательских коллективов, вузов и НИИ, поддержка молодых ученых и т.п. В этих вопросах весьма нежелательны диспропорции, которые искажают оптимальные сочетания уровней доходов научных работников высокой и средней квалификации, а также начинающих исследователей. Недопустимы перегибы в части финансирования научных программ и в сфере социальной защиты ученых, в практике научных обменов и «утечки умов».

3. Модернизация органов управления спортивной наукой. Цели и задачи управления спортивной наукой не остаются статичными и навсегда зафиксированными. Они могут меняться с течением времени в соответствии с уровнем развития экономики, материальной и интеллектуальной базы отрасли. Потребности профессионального и любительского спорта также претерпевают изменения, запросы индивидов и физкультурно-спортивных организаций постоянно растут и под обновленные запросы формируются новые цели и задачи отрасли физической культуры и спорта.

Под скорректированные цели и задачи сферы физической культуры и спорта выстраивается и структура управления спортивной наукой, которая формируется не произвольным способом, а с учетом достижений и рекомендаций спортивного менеджмента, ведущих ученых и исследовательских коллективов отрасли. С развитием рыночных отношений и появлением целых отраслей спортивного и около-спортивного бизнеса (букмекерства, тотализаторов, частных спортклубов, коммерческих соревнований и т.п.) по иному должна выстраиваться система управления физической культурой и спортом, на новой основе выявляться потребности в физкультурно-спортивных услугах широких слоев населения и представителей профессионального спорта.

На все вызовы времени должна адекватно реагировать система управления физкультурой и спортом. В частности, необходимо своевременно вносить изменения в структуру управления отраслью, оперативно обновлять кадровый состав (доверяя молодым спортивным менеджерам с новыми идеями и знаниями ответственные посты), реформировать систему подготовки и переподготовки спортивных кадров, внедрять более совершенные управленческие технологии. Все это позволит управлять отраслью физической культуры и спорта в духе времени, адаптировать ее под новые цели и задачи в сжатые сроки.

4. Управление взаимодействиями по линии «спортивная наука – производство» и «спортивная наука – потребление». Достижения спортивной науки в малой степени востребуются обществом и экономикой без надлежащей работы механизмов освоения инноваций промышленностью и потребителями. В рыночной экономике оказывается недостаточным сделать значимое открытие или изобретение. Важно данное открытие или разработку довести до массового производства, убедить потребителей в полезности и удобстве нового продукта, побудить покупателей приобрести предлагаемый продукт.

Практика показывает, что самопроизвольно такие механизмы не возникают на ровном месте, а тем более не начинают вдруг эффективно работать. Для их создания и запуска требуется кропотливая организационная и управленческая работа, нужны соответствующие условия, мотивация, нормативно-правовые акты. Создать и запустить механизмы производства инноваций и внедрения их в производство – во многом задача органов управления физической культурой и спортом.

Следует отметить, что модернизация управления спортивной наукой в нашей стране хотя и не вполне оперативно и качественно, но все-таки проводится. За последние годы сделано немало – начаты исследования по новым, ранее не разрабатываемым направлениям (спортивной юриспруденции, спортивному маркетингу и проч.), стали налаживаться контакты с иностранными учеными, активизировались научные обмены. В то же время говорить о крупных достижениях российской спортивной науки пока рано. Хроническое недофинансирование, постоянные перетасовки в структурах управления спортом и спортивной наукой, наконец, неадекватно низкий статус спортивной науки – вот далеко не полный перечень наиболее проблемных узлов, которые необходимо расшить в ближайшие годы.

Похожее ...

2 комментария

  1. Лев:

    Всё изложенное вами, В.В. Галкин, правильно и даже, вроде как — злободневно. Только, на один главный вопрос вы не ответили: Кто же отвечает за спортивную науку? От кого идёт ниточка, потянув за которую, выйдем на главную точку отсчёта. С моими материалами, по сути, — революцией в области коньковых видов спорта, можно ознакомиться на форуме сайта Спортбокс, в разделах «Биатлон» (Лев Адакон от коньков на биатлон»), Конькобежный спорт», «Фигурное катание». Пилотный проект учебника по биатлону опубликован на сайте Русбиатлон.ру. Блог называется «Биатлон. Техника конькового хода. Учебник Льва Адакона».
    К вопросу — кто руководит спортивной наукой. Уже давненько, в теме Спортбокса: «Задай вопрос министру», я задал: «Не собирается ли министерство внедрять новую адаптивную технологию в практику спорта?» Получил исчерпывающий ответ: «Внедрение новых технологий — дело тренеров на местах».
    Так, у меня к вам вопрос и предложение: Определитесь — кто же должен руководить спортом в РФ? Тезис — «Спортивная наука в России» размыт. Его просто. — нет. Вы согласны, хотя бы на основании практики внедрения адаптивной технологии? На сайтах я публикуюсь под НИКом Адакон, или Лев Адакон. Ваша статья, пожалуй, — единственная, вводящая в курс термина «Спортивная наука РФ».
    Ну, и что, спортивный менеджмент, вы можете предпринять в данной ситуации? Отвечу за вас. Ничего. Удачи вам на не вспаханном поле спортивного менеджмента.
    С уважением Лев Аксёнов.

  2. Елена:

    Соглашусь с предыдущим комментарием. Замечу, что существующие органы управления физической культурой и спортом занимаются текущими вопросами отрасли, и в их задачу никак не входят фундаментальные исследования, и тем более глубокая аналитика, на что не имеют ни опыта, ни достаточных знаний рядовые менеджеры. Тем более складывается общее впечатление, что управление отраслью спорта идет по зарубежному образцу, где участие и вмешательство государства в сферу спорта минимально и профессиональный спорт и так называемый спорт высших достижений финансируется и продвигается за счет общественных, неправительственных организаций, частных вложений, коммерции, за счет привлечения спонсоров, то есть никак не за счет механизма гос. поддержки и науки. Нацеленность на обеспечение удовлетворения потребностей в услугах ФК и С «большинства», на общее «благосостояние», а не на продвижение частных интересов (единичных случаев), даже если этот научный интерес приведет в будущем к совершенствованию отрасли и созданию качественно нового уровня развития, приводит к ситуации когда система работает сама для себя «работа ради работы». В связи с этим возникает вопрос, а не желательнее ли, чтоб сначала изменились задачи органов управления (путем внесения кроме основных направлений еще и задачу проведения исследований непосредственными управленцами, так как на то у них и полномочия, и широкое поле исследований, и ресурсы имеются), а уже потом внедрение и апробирование на практике — не новый кстати подход. Несмотря на все «изобретения», до сих пор не понятно, какие исследования уже «прошлый век», а какие можно и нужно внедрять «тренерам на местах». Тренера на местах могут внедрять авторские разработки, но кто оценивает их актуальность, правильность и качественность? — те же органы гос. управления. Отсюда опять вопрос — почему наука в стороне? И как обеспечить оперативность внедрения позитивного результата исследования в практику тренеров? Если что — то неточно выразила в комментарии, прошу извинить, все-таки не от науки работаю. Если оставите отклик — буду признательна.

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.