Федеральное законодательство устанавливает общие правовые рамки для функционирования физической культуры и спорта в масштабах всей страны. Правительство РФ руководствуется Законом «О физической культуре и спорте» в своей управленческой деятельности, проводит все необходимые мероприятия и их финансирование по развитию физкультурно-спортивного движения в стране на основе данного федерального закона.
При этом региональным законодателям федеральный закон «О физической культуре и спорте» оставляет широкое поле для законотворческой деятельности. Местные законодатели совместно с органами исполнительной власти вправе принимать собственные правовые акты, которые дополняют и конкретизируют положения федерального закона, учитывают национальные, географические, исторические и прочие особенности региона, его традиции и обычаи. В частности, Закон РФ «О физической культуре и спорте» позволяет местным органам власти осуществлять:
- разработку и реализацию программ развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;
- внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха граждан различных возрастных групп на основе утвержденных нормативов физической подготовленности, в том числе требований всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;
- увеличение количества спортивных школ, центров и клубов всех видов и типов и обеспечение подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта;
- разработку и реализацию календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организацию всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов;
- формирование органов управления физической культурой и спортом, координацию их деятельности и их взаимодействие;
- обеспечение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России и общероссийскими федерациями по различным видам спорта подготовки сборных команд Российской Федерации и сборных команд субъектов Российской Федерации и их выступлений на всероссийских и международных спортивных соревнованиях.
Перечисленные мероприятия составляют основу для создания эффективной региональной системы управления физической культурой и спортом. Местные власти и спортивное сообщество имеет возможность самостоятельно решать, какими индивидуальными особенностями будет обладать локальная система физкультуры и спорта, под какие цели и задачи выстраиваться, с помощью каких инструментов реализовываться.
Разрабатывая собственную региональную систему физической культуры и спорта, законодательные и исполнительные власти принимают во внимание такие факторы, как:
- наличие в регионе необходимого числа спортивных сооружений, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, элитных профессиональных спортсменов и тренеров, которые бы обеспечивали реализацию целей и задач регионального уровня;
- тенденции старения населения и уровень рождаемости в регионе. В соответствии с преобладающими тенденциями выстраивается стратегия развития физической культуры и спорта в сельских районах, национально-территориальных и муниципальных образованиях. В случае общего старения населения, характерного для большинства регионов России, в программах развития физической культуры и спорта приоритеты отдаются работе со старшими возрастными группами, методикам оздоровления и реабилитации населения;
- потребление в регионе алкоголя, табачных изделий, наркотических средств. В случае проявления тревожных тенденций органам управления физической культурой и спортом, законодательной и исполнительной власти следует усилить работу по пропаганде здорового образа жизни, ценностей спорта и другим направлениям;
- наличие и динамику изменения численности людей с избыточным весом. Рост благосостояния населения подчас чреват таким негативным проявлением, как недостатком двигательной активности (гиподинамией). Излишний вес провоцирует развитие болезней сердечнососудистого и опорно-двигательного аппарата, снижает показатели здоровья и продолжительности жизни населения. Фиксация тенденции к увеличению численности людей с избыточным весом требует от органов управления физкультурой и спортом и местных законодателей неотложных мер по усилению спортивно-массовой работы;
- состояние детской и подростковой преступности. Высокий уровень преступности в детско-юношеской и молодежной возрастных группах свидетельствуют о слабой работе физкультурно-спортивных учреждений и организаций всех типов и форм собственности. Соответственно, местным властям необходимо разработать план мероприятий по снижению ювенальной преступности. Важнейшей составной частью такого плана является комплекс мероприятий по развитию в регионе детско-юношеского спорта;
- развитие в регионе предприятий спортивной индустрии и спортивного бизнеса. Частные спортивные организации и предприятия ведут социально значимую работу среди местного населения. При этом они не требуют финансирования, а, напротив, уплачивают в региональные бюджеты налоги и сборы. Это обстоятельство является основным мотивом для развития частного сектора в сфере физической культуры и спорта, создания для него благоприятных условий. В этом вопросе местные власти должны вести непрерывный диалог с представителями спортивного бизнеса с целью выработки согласованной политики в сфере развития региональной системы физкультуры и спорта;
- органы управления физической культурой и спортом в регионе совместно с законодательной властью и спортивной общественностью региона должны активно пропагандировать здоровый образ жизни, формировать привлекательный образ спортсмена и тренера. В рамках этой важнейшей задачи государственными и общественными структурами должны осуществляться мероприятия по увековечиванию памяти выдающихся спортсменов и тренеров, созданию музеев спорта и спортивной славы. В то же время властями должны выделяться соответствующие финансовые ресурсы на проведение антирекламы алкоголя, наркотиков, табакокурения.
Все вышеприведенные факторы и обстоятельства ложатся в основу местного законодательства о физкультуре и спорте. Кроме того, региональные и муниципальные власти учитывают позитивный опыт других стран и регионов, сформировавших эффективную физкультурно-спортивную систему местного уровня, которая гармонично взаимодействует с федеральными органами управления физической культурой и спортом.
К числу наиболее качественных законов местного уровня относится Закон Красноярского края «О физической культуре и спорте в Красноярском крае» от 7 февраля 2001 г. Данный закон в сжатой, концентрированной форме очерчивает круг обязанностей региональных властей в части финансирования и регулирования физкультурно-спортивной деятельности, дает необходимые формулировки и количественные критерии. Являясь весьма кратким правовым документом, содержащим всего 20 статей, закон, тем не менее, четко и без излишней детализации прописывает основные цели и задачи краевой системы физической культуры и спорта, способы ее поддержки и финансирования, а также осуществления управленческих воздействий.
Рассмотрим красноярский Закон «О физической культуре и спорте» с точки зрения управления физкультурно-спортивными отношениями на региональном уровне. Как нами отмечалось выше, одним из наиболее важных моментов в системе менеджмента является четкая постановка управленческих целей. В этом смысле данный правовой акт в сжатой, лапидарной форме обозначает данные цели следующим образом: «Закон регулирует отношения в области физической культуры и спорта в целях использования физической культуры и спорта как одного из средств профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, утверждения здорового образа жизни, формирования потребностей личности в физическом и нравственном совершенствовании, развития волевых качеств личности, воспитания патриотизма граждан».
Как видим, указанные в тексте управленческие цели весьма объемны, социально значимы и представлены законодателями таким образом, что практически невозможно изъять или добавить хотя бы одно слово без нарушения смысла и внутренней логики Закона.
Далее разъясняется, что для реализации поставленных целей Закон обеспечивает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
Красноярский законодатель отдает себе отчет в том, только лишь общих деклараций закон не заработает; для выполнения поставленных целей действенная поддержка физической культуры и спорта со стороны региональных властей. Формы и способы такой поддержки четко фиксирует ст.2 Закона. Так, согласно букве Закона, органы государственной власти края содействуют развитию физической культуры и спорта на территории края, поддерживают физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и обеспечивают:
- ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта за счет средств краевого бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством;
- создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности краевых государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
- содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности края;
- создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в муниципальных образованиях на территории края и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров;
- создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
- организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;
- содействие предприятиям спортивной промышленности;
- поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций и предприятий спортивной промышленности;
- принятие в пределах компетенции края иных мер по развитию физической культуры и спорта.
Органы государственной власти края поддерживают развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и создают для этого благоприятные условия посредством:
- увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;
- строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд края по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
- стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных, общероссийских и межрегиональных соревнованиях, в том числе путем создания экономически выгодных условий для организаций, успешно работающих на спорт высших достижений;
- поощрения меценатства и благотворительности;
- совершения в пределах компетенции края иных действий, способствующих развитию спорта высших достижений.
После регламентации общих положений красноярские законодатели переходят к нормированию системы физической культуры и спорта края. В главе 2 Закона указывается, какие физкультурно-спортивные организации функционируют в крае (ДСО, ДЮСШ, СДЮШОР), на какой основе проводятся официальные спортивные соревнования и как формируются краевые сборные команды. Помимо этого, четко очерчивается компетенция краевой законодательной и исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта. Так, Законодательное Собрание края:
- принимает законы края; регулирующие отношения в области физической культуры и спорта;
- утверждает краевые целевые программы развития физической культуры и спорта;
- утверждает объемы и направления финансирования физической культуры и спорта путем утверждения закона края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год;
- устанавливает налоговые льготы субъектам, участвующим в развитии физической культуры и спорта;
- устанавливает общий порядок управления и распоряжения объектами физической культуры и спорта, находящимися в краевой собственности;
- осуществляет контроль за исполнением законов края в области физической культуры и спорта органами исполнительной власти края;
- осуществляет иную деятельность, отнесенную к ведению Законодательного Собрания края федеральным законодательством и Уставом края.
Губернатор и органы исполнительной власти края:
- осуществляют в крае государственную политику в области физической культуры и спорта;
- разрабатывают и реализуют краевую программу развития физической культуры и спорта;
- разрабатывают законопроекты и принимают в соответствии с действующим законодательством нормативно-правовые акты в сфере физической культуры и спорта;
- осуществляют прогнозирование развития сети образовательных учреждений края спортивной направленности;
- создают, реорганизуют и ликвидируют краевые образовательные учреждения спортивной направленности и иные физкультурно-спортивные организации в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляют бюджетное финансирование краевых государственных организаций физической культуры и спорта;
- разрабатывают и реализуют календарный план краевых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организацию всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов;
- осуществляют аккредитацию краевых физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) в соответствии с установленным порядком, а также координацию их деятельности;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
Органы местного самоуправления:
- разрабатывают и утверждают программы поддержки и развития физической культуры и спорта на территории муниципального образования;
- создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные организации физической культуры и спорта;
- осуществляют контроль за соблюдением законодательства в деятельности муниципальных организаций физической культуры и спорта;
- устанавливают льготы в области физической культуры и спорта по уплате местных налогов в соответствии с законодательством;
- осуществляют бюджетное финансирование муниципальных организаций физической культуры и спорта;
- осуществляют иные полномочия в области физической культуры и спорта в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
В третьей главе Законом регламентируется финансовое и материально-техническое обеспечение физической культуры и спорта. Отдельными статьями прописываются:
а) общие принципы финансирования физкультурно-спортивной системы края;
б) дополнительная поддержка спортсменов, тренеров и других физкультурно-спортивных работников края;
в) основные принципы функционирования спортсооружений, расположенных на территории края.
Заключительные главы Закона посвящаются косвенному управ-лению физкультурно-спортивных отношений, а также международному сотрудничеству в сфере физической культуры и спорта. Особый интерес представляют статьи 15 и 16 Закона, регулирующие, соответственно, участие органов государственной власти края и физкультурно-спортивных объединений в пропаганде спорта и увековечивание памяти выдающихся спортсменов и тренеров.
В ст.15 указывается, что органы исполнительной власти края в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, молодежной политики, средств массовой информации, печати и другие физкультурно-спортивные объединения сотрудничают с государственными и иными средствами массовой информации по вопросам пропаганды физической культуры и спорта в порядке, установленном федеральным законодательством о средствах массовой информации, о физической культуре и спорте и другим, соответствующим законодательством края, а также договорами указанных органов и объединений со средствами массовой информации.
Ст.16 является принципиально новой для отечественного физкультурно-спортивного законодательства. В ней, в частности, указывается:
- В знак признания заслуг выдающихся спортсменов и тренеров края, с целью увековечения памяти об этих спортсменах и тренерах их имена могут быть присвоены в установленном порядке населенным пунктам, улицам, площадям, спортивным сооружениям, образовательным, научным и иным учреждениям, физкультурным объединениям, спортивным соревнованиям.
- Присвоение спортивным соревнованиям, проводимым на территории края, имен выдающихся спортсменов и тренеров края производится организаторами этих соревнований по согласованию с органом исполнительной власти края в области физической культуры и спорта.
Подводя итог рассмотрению вопроса о законодательном управлении физической культурой и спортом на региональном уровне, мы видим на примере Закона Красноярского края «О физической культуре и спорте», насколько важным и незаменимым является данный правовой документ. На его основе функционирует весь комплекс региональной физической культуры и спорта, управляется и финансируется отрасль. Очевидно, что без подобных законов физкультурно-спортивные системы регионов функционировали бы менее эффективно.