Выше мы уже говорили о том, что спортивный менеджмент представляет собой комплексную, многогранную и весьма объёмную научную и практическую дисциплину, которая подразделяется на целый ряд специализированных направлений. К их числу относятся государственное и муниципальное управление сферой двигательной активности и спорта, управление видами спорта, организационно-правовое управление, самоуправление, кадровый, финансовый, инновационный менеджмент и некоторые другие виды (включая управление олимпийским и паралимпийским движением).
Менеджмент спортивного клуба составляет ключевой раздел спортивного менеджмента. Его значение обусловливается тем обстоятельством, что спортклубы являются базой как массового, так и профессионального спорта; их количество по всему миру составляет десятки миллионов единиц – начиная от фитнес-клубов и неформальных объединений и заканчивая широко известными профессиональными клубами, брэнды которых оцениваются семизначными суммами в долларовом исчислении.
Если показать структуру двигательной активности и спорта в виде пирамиды, то её основание будут представлять все те люди, которые заняты в системе ФИС в разных ипостасях – игроков, тренеров, арбитров, менеджеров, инструкторов, волонтёров, физкультурников, болельщиков, организаторов соревнований (см. рис.1).
Объединяясь по интересам, видам спорта или типам двигательной активности, все вышеперечисленные участники образуют различные спортклубы – формальные и неформальные, коммерческие и некоммерческие, закрытые и открытые в части членства. Более подробно организационно-правовые и управленческие аспекты клубного хозяйства мы рассмотрим ниже, а сейчас лишь отметим, что часть спортклубов в системе управленческой вертикали не имеет прямого регулятора в виде союза, федерации, ассоциации. Это, в основном, спортивно-оздоровительные клубы, не имеющих целей побеждать в соревнованиях, а ориентированных на сохранение и приумножение здоровья, на эстетические и духовные цели (поддержание красоты, гармоничное развитие личности, интеллектуальное совершенствование, реабилитацию после каких-либо событий).
Иначе дело обстоит с профессиональными и полупрофессиональными спортивными клубами, которые управляются не только собственными менеджерами и нормами законодательства, регулирующих физкультурно-спортивную деятельность, но и некими надклубными организациями, которым делегированы заранее установленные управленческие полномочия. Такие организационно-управленческие структуры носят название союзов, федераций, ассоциаций. Они осуществляют регулирование соревновательной, финансовой, правовой и всякой иной деятельности не только в командных, но и индивидуальных видах спорта.
К сказанному следует также добавить, что все вышеперечисленные участники физкультурно-спортивных отношений и индустрии спорта, представленные на рис.1, могут образовывать свои клубы и ассоциации (фан-клубы болельщиков, ветеранов спорта, спортивных волонтёров, предприятий спортивной индустрии, спортивных вещателей, спортивных менеджеров и т.д.), которые предусматривают индивидуальное или коллективное членство.
Новым видом клубного спортивного менеджмента являются виртуальные соревнования с особым типом организации и управления, судейством и системой определения победителей. Так, в связи с пандемией коронавируса в 2020 году широкое распространение получили «бесконтактные» велогонки, которые стали транслироваться по телевидению (в частности, по каналу Eurosport). Гонщики в таких заездах участвуют заочно, каждый из своего города или страны, крутя педали на велотренажёре. Объединённые в компьютерную сеть велотренажёры создают при помощи программного продукта картинку на экране, которую могут наблюдать и сами участники, и зрители. Мощность крутящего момента на велотренажёре каждого гонщика учитывается компьютером. Таким образом реальный спорт перемещается в виртуальное пространство.
Инновации в клубном спортивном менеджменте можно наблюдать и на другом примере. Британский интернет ресурс MyFootballClub, запустил в мае 2007 года программу по подписке на акции клуба Эббсфлит Юнайтед с целью выкупить контрольный пакет у его прежних владельцев с опционом на покупку в будущем оставшихся голосующих акций.
Болельщики активно откликнулись на призыв и менее чем за три месяца, MyFootballClub нашёл около 50 тыс. человек, готовых заплатить по 35 фунтов стерлингов членского взноса. Собранная сумма была необходима для покупки клуба и управления командой массой преданных поклонников. Через сайт MyFootballClub болельщики, ставшие совладельцами клуба, теперь голосуют по вопросам выбора игроков на игру, по трансферам и всем другим важным решениям.
Мексиканские болельщики и футболисты пошли в вопросах управления клубным бизнесом ещё дальше (см. Футбольные болельщики как менеджмент клуба). В мексиканском штате Синалоа игроки и болельщики объединили не только финансовые, но и интеллектуальные ресурсы. Теперь каждый болельщик не только зритель, но и менеджер, и тренер одновременно.
Перед игрой болельщики определяют стартовый состав команды, отдавая свои голоса за того или иного игрока. После голосования на экранах смартфонов или планшетников болельщиков появляется панель с игроками (см. рис.2).
В процессе прохождения матча болельщики также могут голосовать по вопросу замен, посылать текстовые сообщения со своими замечаниями по поводу тактики игры, отмечать футболистов, заслуживающих премирования.
Естественно, такие технологические трансформации требуют специфических методов менеджмента, организации и контроля в части медикаментозных и технических допингов, идентификации участников, систем наблюдения для арбитров и т.д.
В заключение отметим, что в зависимости от типов спортивных клубов, их организационно-правовых форм и степени коммерциализации выстраивается клубный менеджмент, определяется стоимость управленческой структуры, круг её полномочий, компактность, надёжность, способы назначения и смещения руководителей. Но, прежде чем говорить об этом, мы должны более детально познакомиться с самим понятием «спортивный клуб», а также его интерпретацией.