Вчера стало известно о том, что главный спонсор футбольного клуба «Алания» (Владикавказ) – компания «РусГидро» — прекращает финансирование команды. Официальная причина – сокращение издержек монопольных структур в связи с постановлением правительства о приостановке индексации тарифов. Помимо этого, РусГидро решила перелоцировать финансовые потоки в связи с необходимостью оказания помощи пострадавшим от наводнения в бассейне реки Амур.
Напомним, что ранее РусГидро выделяло «Алании» около 40 млн. долл. в год на содержание спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала и прочие расходы. Теперь, как заявил президент клуба В.Газзаев, если команда не изыщет средств для оплаты всех затрат и погашения задолженности, то после 24 ноября все игроки «Алании» станут свободными агентами и будут самостоятельно подыскивать себе нового работодателя.
Несколько ранее существенные трудности финансового и организационного характера стал испытывать махачкалинский футбольный клуб «Анжи», главным спонсором которого является Сулейман Керимов. Как и в случае с РусГидро, владелец клуба стал испытывать финансовые сложности, связанные с бизнесом «Уралкалия». Этот факт, а также то обстоятельство, что клуб так и не выполнил стоявшие перед ним большие задачи, стал поворотным моментом в судьбе команды. Ее финансирование было резко сокращено, игроки распроданы, а клуб быстро переместился в самый низ турнирной таблицы, прочно заняв место аутсайдера.
Что же представляют собой отмеченные нами факты – случайные события или являются цепью закономерных событий? На наш взгляд, мы имеем дело с распадом неэффективной модели финансирования профессионального футбола в нашей стране, где высокие и сверхвысокие доходы игроков и тренеров не имеют под собой достаточных экономических оснований.
Фактически в отечественном футболе мы не знаем клубов с эффективной и прибыльной моделью, когда сделанные в игроков инвестиции окупаются и приносят акционерам команды хоть какие-то денежные потоки. Вместо этого мы видим постоянный рост зарплат игроков и дорогостоящие покупки легионеров (из-за чего нас нередко именуют «золотыми дураками»).
Сейчас, когда руководство страны осознало опасности снижения экономического роста, борьба с чрезмерными затратами по всем направлениям станет обычным делом. Под нож пойдут многие социальные программы, расходы на госаппарат, образование и здравоохранение. Уже сейчас мы видим попытку приструнить естественные монополии, которые отчаянно сопротивляются планам ограничения тарифов и повышения эффективности производства.
По-видимому, за РусГидро последует Российские железные дороги, которые щедро финансируют столичный «Локомотив» и принадлежащий ему современный стадион. Вряд ли РЖД сохранит ассигнования «Локомотиву» на прежнем уровне, когда управленческий состав будет отправляться в неоплачиваемые отпуска.
Видимо, сократить спонсорские программы придется Газпрому и ВТБ. Западные партнеры газовой монополии требуют значительного снижения цен на голубое топливо, требуют разделить бизнес Газпрома, а китайцы не хотят покупать газ по завышенным ценам. Банку ВТБ также придется крепко задуматься над величиной своих расходов, так как акции компании находятся сейчас на минимальных значениях со времен кризиса 2008-2009 гг. Тем самым выражается отношение инвесторов к принятой стратегии ВТБ.
Не самая лучшая конъюнктура сложилась ныне и на нефтяном рынке. Цены на топливо больше не растут, потребление нефти в мире замедляется. В этих условиях Роснефть, Газпромнефть, Лукойл, Транснефть и другие спонсоры спортклубов станут экономить деньги, предлагая атлетам умерить аппетиты.
Все эти обстоятельства, а также возможный пересмотр ставок налогов по некоторым направлениям, станут мощным стимулом для изменения модели финансирования профессионального спорта в нашей стране. Возможно, мы пойдем по пути Белоруссии, где Лукашенко обязал спортклубы зарабатывать не менее 50% доходов самостоятельно. Может быть, это будет стихийный процесс с чередой банкротств спортклубов и повсеместным снижением зарплат.
Не исключено, что это будет третий вариант, направленный на улучшение работы спортивных менеджеров и стимулирование самоокупаемости бизнеса (в первую очередь, за счет улучшения форм работ с болельщиками, которые также могут быть инвесторами и соуправляющими клубов).
Однако последний названный нами вариант нельзя реализовать в одночасье. В России нет достаточно квалифицированных и креативных спортивных менеджеров, готовых сменить нынешних руководителей профессиональных спортклубов, привыкших к даровым деньгам богатых спонсоров. Попытки создать Международный Олимпийский университет в Сочи, который будет готовить спортивных менеджеров, сложно назвать успешными. Плата за обучение и проживание в кампусе в 1 млн. руб. за 10 месяцев явно чрезмерная и не понятно на кого рассчитана. Преподаватели университета, в большинстве своем, иностранцы, не знают специфики российских проблем экономики спорта и управления отраслью, что также не способствует решению назревших проблем.
Пока государство идет по пути очень затратному и весьма неэффективному. Министерство спорта, похоже, этой проблемой не слишком интересуется. Поэтому в будущем нам предстоит увидеть быструю ломку отжившей свое модели и замещения ее новыми формами организации профессионального спорта.