Одной из центральных задач модернизации российской экономики и общества является сохранение и приумножение ресурсов человеческого капитала, который в настоящее время нуждается в существенном укреплении и качественном улучшении. В относительно короткие сроки стране необходимо решить объемные задачи экономического, политического, демографического и культурного характера, которые могут быть не под силу нации с ослабленным духом и здоровьем, с высоким уровнем потребления алкоголя и табакокурения.
Успешная модернизация России не может осуществиться без высокой работоспособности населения и надлежащей производительности труда, без существенного продления трудоспособного возраста и продолжительности жизни населения. Этой центральной задаче повышения благосостояния россиян и возврата нашей страны к лидирующим позициям на мировой арене в политическом, экономическом и духовном измерении будет подчинена внутренняя логика развития России, в этом будет заключаться ее национальная идея на ближайшие годы.
Немалая роль в осуществлении задач модернизации российской действительности принадлежит физической культуре и спорту, которые служат платформой и несущей конструкцией для поддержания и улучшения человеческого капитала. В свою очередь, эффективность системы двигательной активности и спорта в стране во многом зависит от адекватности и действенности управления физической культурой, от ее современности и технологичности избранных методов менеджмента. На данной проблеме мы и сосредоточим внимание в рамках настоящей статьи.
Остановимся вначале на некоторых теоретических положениях, которые послужат нам опорой при анализе практического инструментария методов информационного и инновационного менеджмента, применяемых отечественными государственными и муниципальными структурами в лице спортивных комитетов и управлений соответствующего уровня.
Для удобства анализа введем в рассмотрение понятие «управленческое пространство», которое включает в себя разные уровни и каналы передачи управленческих сигналов в том или ином направлении. Введение подобной категории нам потребуется не только для разграничения компетенции тех или иных органов государственного управления и отдельных должностных лиц. Задача стоит более широкая – ввести управленческие коммуникации в виртуальное пространство, которое приобретает все большую силу воздействия на людей, их ценности и модели поведения (см. рис.1).
Столетиями люди пользовались только одним понятием управленческого пространства – физическим. Поэтому и не было никаких исследований по этому поводу – зачем фантазировать на тему того, чего нет? Первым понятием было физическое управленческое пространство – то есть тот реальный мир, в котором мы живем, взаимодействуем, осуществляем властные полномочия, оказываем влияние друг на друга.
Но одного физического пространства мало – ведь управленческие идеи возникают в головах людей – в интеллектуальном пространстве. Из мира идей, из мыслительного пространства, управленческие коммуникации и действия проникают в мир физический. Так идеи создают государства, организации, бизнесы в мире реальном.
Далее возникает еще одно пространство – информационное. Люди пытаются передать свои идеи символами, понятиями, письмом, рисунками. Информационное пространство становится связующим звеном, передающей средой между интеллектуальным пространством – миром идей и физическим миром, между различными людьми и культурами. Из пространства информационного эволюционным путем возникает пространство виртуальное, которое качественно отличается от всех прочих.
Институт философии Российской академии наук трактует виртуальность (от лат. virtualis – возможный) как объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях.[i] При онтологической трактовке виртуальность рассматривается как некоторое потенциальное состояние бытия, наличие в нем определенного активного начала, предрасположенность к появлению некоторых событий или состояний, которые могут реализоваться при соответствующих условиях.
Современная концепция качественного управления социальными и экономическими процессами подразумевает передачу управленческих коммуникаций посредством всех видов пространства:
а) физического – через специально созданные органы управления и штатных менеджеров, в должностные обязанности которых входит передача, сбор и обработка управленческих сигналов – в том числе, поступающих через интерактивные интерфейсы и по линии обратной связи (на рис.1 обозначена розовыми стрелками);
б) интеллектуального пространства – через которое передовые идеи, технологические и организационные инновации транслируются в массы. «Перетаскивание» мыслительных конструкций в интеллектуальное пространство основной массы населения необходимо с целью адаптации и усвоения нового знания. Латентное обучение, ненавязчивое объяснение социальных феноменов с точки зрения новой физкультурно-спортивной парадигмы приводит к изменению культуры и ценностей населения; и как результат сдвигов в интеллектуальном пространстве – к изменению поведения индивидов;
в) виртуального пространства – посредством доступа в интернет с домашнего компьютера или с помощью мобильных гаджетов.
Сосредоточим основное внимание на управлении и коммуникации через виртуальное пространство. Рассмотрим наиболее продвинутые интернет-ресурсы московских, санкт-петербургских и казанских государственных органов по физкультуре и спорту, осуществляющих управленческие коммуникации и взаимодействие с широкими массами населения.
[i]Прив. по: http://iph.ras.ru/elib/0628.html