Импортозамещение в спорте

Российский профессиональный спорт в последние два десятилетия стал мощной машиной по выкачиванию денег из национальной экономики. Потребляя огромные средства, отечественный элитный спорт никак не может выйти на самоокупаемость и стать настоящим бизнесом, приносящим его организаторам и владельцам доходы. Коллизии последнего времени, связанные с арестами чиновников ФИФА и баснословных выплат тренеру российской сборной по футболу Фабио Капелло за смехотворные результаты всерьёз обострили проблему. Экономика отечественного профессионального спорта стала всё больше пробуксовывать, зрительская аудитория и количество болельщиков постепенно сокращается (цифры см. здесь), а затраты на инфраструктуру, стадионы, оплату атлетов и тренеров существенно расти.

В то же время отечественные телеканалы не очень охотно покупают спортивный продукт в связи с тем, что зрительские рейтинги спортивных программ и соревнований значительно уступают телесериалам, ток-шоу и прочим популярным передачам.

Мне ещё не приходилось встречать сколько-нибудь серьёзных и глубоких исследований по поводу снижения количества болельщиков в России – их число уменьшилось с 5,4% в 2011 году до 4,8% в 2015 году. Не удивлюсь, если подобных исследований вообще нет, так как Минспорта РФ занимается чем угодно, только не экономикой этого самого спорта. Нет надёжной статистики, маркетинговых замеров рынка, выяснения мотивации и снижения интереса болельщиков, прогнозов на будущее, конкретных планов и «дорожных карт».

Индустрия профессионального спорта у нас в стране по-прежнему остаётся непрозрачной; общественность не знает точно, в какие суммы обходится местным бюджетам содержание профессиональных команд (как правило, в игровых видах спорта), сколько выделяют на спонсорство госмонополии, каковы ассигнования частных лиц. А ведь это очень важные вопросы, так как, например, Газпром или РЖД закладывают в стоимость тарифов расходы на поддерживаемые ими клубы – «Зенит» или «Локомотив». Более того, Газпром умудряется спонсировать ещё и зарубежные клубы, выделяя щедрой рукой многомиллионные суммы, выдавливая при этом из российских пенсионеров получаемые ими крохи.

Отдельный значимый вопрос – это привлечение в российский футбол, хоккей, баскетбол и некоторые другие виды спорта зарубежных атлетов. Не секрет, что легионеры даже средней руки стоят весьма недёшево. То же самое можно сказать и о тренерах. При этом отечественные атлеты (скажем, футболисты) за рубежом не очень востребованы. Отсюда мы имеем всё более нарастающий дисбаланс между притоком и оттоком отечественных спортсменов и тренеров, между суммами ввозимыми и вывозимыми из России. По самым скромным прикидкам, мы имеем отрицательный баланс в 2,5-4 мпрд. долл. в год (включая спонсорскую поддержку иностранных клубов и покупку россиянами спортклубов за рубежом).

Возникает резонный вопрос: нудна ли нам такая экономика спорта, которая явно носит антинародный характер? Выкачивая из российского спорта громадные суммы, наши спортивные функционеры не задумываются о сломанных карьерах российских ребят, о недофинансировании массовых, но не зрелищных видов (таких, например, как спортивное ориентирование). В немалой степени интерес болельщиков снижается и потому, что в части элитных спортклубов всё больше игроков, не говорящих по-русски и не желающих учить русский язык. Разве это нормально, когда армейский (!) клуб имеет в своём составе игроков, которые ни по каким параметрам не подходят под это определение? То же самое можно сказать и о других клубах.

Нарастающий кризис в экономике и профессиональном спорте должен подтолкнуть руководство страны и спортивную общественность к коренной перестройке существующей модели. По примеру того, как это происходит в сфере производства и закупок импортных товаров и услуг, здесь также следует выработать чёткий план «спортивного импортозамещения». Должны быть определены жёсткие финансовые и количественные квоты на иностранных атлетов и тренеров, на различного рода кривые схемы натурализации иностранных атлетов. России, при её необыкновенных человеческих талантов, физических и интеллектуальных ресурсах, почти не требуются «варяги», от которых потом, подобно пресловутому Капелло, не так просто избавиться. Нам следует, по большей части, опираться на собственные силы. И тогда отечественная экономика спорта получит мощный импульс к эффективному развитию.

 

Российский спорт и болельщики: нужны новые маркетинговые подходы

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.