Правовая защита товарных знаков

Товарные знаки по своей правовой природе относятся к группе «исключительных прав» в области интеллектуальной собственности. В современной трактовке1 интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к следующим видам деятельности:

  • Литературным, художественным и научным произведениям;
  • Исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
  • Изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  • Научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
  • Защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производ-ственной, научной, литературной и художественной областях.

Товарные знаки очень часто оказываются объектом недобросовестной конкуренции – в частности, группы методов под общим наименованием «ведение дел под чужим именем» («passing off»). Как следует из самого названия, недобросовестные производители и продавцы используют в целях наживы чужие товарные знаки. Делают они это по следующим причинам:

— во-первых, создание имиджа солидной компании требует значительных усилий; завоевать доверие потребителя можно лишь высоким качеством товара, престижностью его потребления, что достигается значительными расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), производство, рекламу, упаковку и т.д. Другими словами, процесс становления имиджа фирмы – длительный и дорогостоящий, что подтверждается значительными суммами, в которые оцениваются товарные знаки ведущих компаний. Так, по некоторым оценкам, товарный знак «Адидас» оценивается в 5 млрд. долл., а самый богатый футбольный клуб мира, английский «Манчестер Юнайтед», является также самой дорогой спортивной торговой маркой (брэндом). Манкунианцам удалось обойти таких грандов в мире спорта, как команды «Феррари» и «Макларен» (обе – автогонки в классе Формула-1), а также мадридский «Реал». Брэнд «Манчестер Юнайтед», согласно исследованиям Financial Times, оценивается ныне в 259 млн. долл. (см. рис.7.15).

Рис.7.15. Брэнд английского ФК «Манчестер Юнайтед»

Рис.7.15. Брэнд английского ФК «Манчестер Юнайтед»

Когда «лицо» фирмы создано, производитель, как правило, может продавать свои товары или услуги по повышенным ценам, реализуя в виде ценовой надбавки результат многолетней кропотливой работы по созданию доброго имени фирме. Именно в этот период на авансцене появляются производители-пираты, которые используют фирменное наименование или знак известного производителя для маркировки своего, по большей части некачественного товара. В результате паразитическая фирма-пират извлекает незаслуженную прибыль, а известная компания, выпускающая оригинальную высококачественную продукцию, несет моральные и материальные издержки в связи с тем, что, с одной стороны, фирмы-пираты дискредитируют оригинальную продукцию в глазах потребителя; с другой – компания, изготавливающая оригинальную продукцию, теряет клиентов и снижает объемы продаж;

— во-вторых, компаниям-пиратам удобно использовать достижения известной фирмы, ее имидж и товарный знак не только путем прямого копирования фирменного наименования или использования стилистических форм, композиций или материалов и рецептур, но и косвенным путем, основываясь на путанице или смешении понятий. Достигается это следующим образом: потребитель, в силу психологических особенностей восприятия образов, далеко не всегда совершенно точно помнит товарный знак известной компании и при идентификации часто допускает ошибки. Например, нередки случаи умышленного смешения с компанией «Adidas», известного производителя спортивной одежды и обуви. Применяемые при этом сходные названия – «Papias» (см. рис. 7.16) или «Adidos» дезориентируют потребителя; в-третьих, применяя тактику «ведения дел под чужим именем» фирмы-пираты снимают с себя всякую ответственность по гарантийным обязательствам.

(а)                                                    (в)

Рис.7.16. Пример товарного знака, основанного на смешении:

а – оригинал, в – имитация.

Естественно, государство не может оставаться в стороне, когда бесцеремонно нарушаются права отдельных производителей, вследствие чего последние несут ощутимый материальный и моральный ущерб. Подавляющим большинством государств мира разработаны и приняты соответствующие правовые акты о защите конкуренции, интеллектуальной собственности и смежных прав. Все товарные знаки должны быть официально зарегистрированы в специальных государственных патентных службах. После прохождения процедуры регистрации товарные знаки вносятся в соответствующие реестры, а их владельцам выдается свидетельство установленного образца. На зарегистрированных товарных знаках ставится маркировка «Registered Trade Mark» (зарегистрированный товарный знак»), которая в сокращенной форме выглядит как одна или несколько начальных букв из вышеприведенных слов, обведенных в кружок – например, ® или ™.

Не все товарные знаки, на которые подаются заявки, удается зарегистрировать. По материалам официальной статистики, публикуемым патентными бюро Германии, Великобритании и США, в указанных странах за последние годы было отвергнуто соответственно около 47%, 33% и 26% предложенных к регистрации знаков. В большинстве случаев отказ обосновывался правовыми мотивами, например, из-за несоответствия требованиям национального законодательства о товарных знаках (отличительная способность, описательность, нормы морали и т.п.).

—————————————————-

1 Имеется в виду трактовка Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.