Любая коммерческая организация, спортклуб или предприниматель в рыночной экономике стремится максимизировать свою прибыль. Для того чтобы достичь этой цели в условиях противоборства с другими производителями, каждый участник хозяйственных отношений должен применять такой производственный процесс, в котором все имеющиеся ресурсы использовались бы максимально полно и эффективно. Только при низких издержках производства и высоком качестве произведённой продукции предприятие может рассчитывать на приемлемую прибыль и благоприятные перспективы развития.
В системе рыночной конкуренции наилучших результатов достигает тот производитель товаров и услуг, который демонстрирует большую конкурентоспособность, чем его соперники. Понятие «конкурентоспособность» означает наличие у какого-либо производителя определенных преимуществ по сравнению с другими – например, более известной торговой марки, высокого качества продукта, невысокой цены, современного дизайна, предоставления гарантийного и сервисного обслуживания.
Потребители чутко реагируют на конкурентные преимущества предоставляемого производителем продукта, покупая именно тот товар, зрелище или услугу, которые отличают улучшенные потребительские характеристики. Это обстоятельство побуждает всех без исключения производителей товаров и услуг уделять основное внимание повышению конкурентоспособности своих продуктов, улучшать их потребительские свойства, искать новые способы привлечения клиентов.
Центральное место в поиске и создании конкурентных преимуществ играет персонал предприятия или спортивной организации. Именно человек на своем рабочем месте является ведущим звеном в цепи создания высокой конкурентоспособности и стоимости – от дисциплинированности, трудоспособности, творческой и физической активности персонала в решающей степени зависит процесс создания востребованного продукта, наличие или отсутствие брака в работе. Каждый сотрудник компании является носителем её корпоративной культуры, от которой многое зависит – производственная и технологическая дисциплина, способы общения с клиентами и коллегами, желание работать на благо своего предприятия. По сути дела, от персонала предприятия и квалифицированного менеджмента зависит, каким будет произведенный продукт, будет ли он иметь конкурентные преимущества и насколько будут они велики по сравнению с продукцией конкурентов.
Понимание значимости человеческого фактора при создании конкурентных преимуществ заставляет руководителей предприятий всех форм собственности снова и снова обращаться к поиску и созданию наиболее благоприятных условий для повышения эффективности производства, созданию сплоченной «трудовой команды» с высокой работоспособностью, творческой активностью, требовательностью к себе и окружающим. Практика многих развитых стран показывает, что важнейшим инструментом в создании конкурентоспособного персонала с высокими профессиональными и моральными характеристиками является корпоративный спорт, под которым будем понимать широкий комплекс мероприятий, связанных с физической активностью сотрудников, проводимых под эгидой и патронажем предприятия (корпорации). К числу таких мероприятий относятся внутрикорпоративные чемпионаты по видам спорта, занятия фитнесом, производственной гимнастикой, водными и прочими рекреационными процедурами. Помимо этого, корпоративная физическая культура и спорт предусматривают всемерное оздоровление персонала, борьбу с вредными привычками и пропаганду здорового образа жизни.
Какова же роль физической культуры и спорта в производственных процессах, каким образом систематические занятия физическими упражнениями, оздоровительной гимнастикой и спортивными играми помогают работникам промышленных предприятий, государственных организаций и учреждений добиваться высокопроизводительно труда? Чтобы ответить на эти вопросы в достаточной степени полно и всесторонне, выделим отдельные направления поставленной проблемы и в рамках выделенного направления представим необходимую аргументацию.