В течение многих столетий предприниматели, экономисты и государственные деятели пытались установить те факторы, которые вели страну к процветанию. При этом выдвигались самые разные положения. Одни учёные считали, что богатство накапливается посредством золотых и серебряных денег, которые не следует позволять вывозить за пределы государства; другие говорили, что источник благосостояния – сельское хозяйство, так как только земля приумножает ценность (например, одно ведро посаженных корнеплодов даёт 3 ведра урожая и т.д.).
Адам Смит, написавший в 1776 году книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов» выдвинул на первый план идею о рыночной конкуренции и специализации, которые позволяют значительно повысить производительность труда, насытить товарами торговлю, сделать «народ и суверена» богаче.
Несмотря на большую давность, проблема повышения благосостояния стран и народов не решена окончательно и до настоящего времени. Но современная экономическая теория предлагает решать столь важный вопрос иначе, чем предлагали классики прошлого. Теперь на повестке дня иные приоритеты. Учёные-экономисты, в числе которых Нобелевские лауреаты, указывают на важность качества институтов и человеческого капитала. Чем более развиты в той или иной стране люди, институты демократии и гражданского общества (наука, образование, спорт, право, политическая система, предпринимательство), тем комфортнее живётся в этом государстве его гражданам.
Сама жизнь доказала, что главное – это не климат, природные богатства или численность населения; главное – это люди, их физические и интеллектуальные способности, которые и составляют источник богатства – физического, духовного, финансового. Ведь нам известны десятки стран, где много нефти, алмазов, никеля, урана, леса и прочих ресурсов. Но эти страны никак нельзя назвать богатыми и благополучными – в отличие, например, от Японии, в которой недра пусты, а сейсмическая активность весьма высокая. Япония богата человеческим капиталом, который дисциплинирован, образован, обладает высокими технологиями и производственной культурой.
Таким образом, современная наука об обществе и экономике говорит нам, что первопричина бедности или богатства страны – это люди, человеческий капитал. Этот материал пластичен, даёт неплохую отдачу на сделанные инвестиции. Но при организационной и политической нестабильности, некачественном государственном управлении подвержен деградации, разрушению за счёт криминализации общества, разрастания социальных недугов, пьянства, курения, наркомании, падения нравов. В начале 1990-х годов мы наблюдали, как человеческий капитал новой России во многом утратил свои качественные характеристики, снизилась продолжительность жизни, утрачена организованность и созидательный дух. Из-за снижения инвестиций в двигательную активность, спорт, образование, здравоохранение увеличилась заболеваемость и смертность, экономические и социальные потери. И лишь восстановление капитальных вложений в человеческий капитал значительно улучшило положение к 2015 году (данные см. здесь).
В показанном нами ракурсе значение тренеров выходит на совершенно иной уровень, чем это было принято во вчерашней научной картине мира. Учитель физической культуры, фитнес-инструктор, тренер, наставник – это прежде всего «улучшители» человеческого капитала, специалисты, от труда которых зависят патриотизм, гордость за свой народ, долгожительство, уровень здоровья нации, производительность труда, потребления алкоголя, масштабы экономических потерь.
Работая со своими подопечными, тренеры учат дисциплине, организованности, преодолению лени, воспитанию воли и уважению к соперникам. Занимающиеся двигательной активностью и спортом люди в буквальном смысле улучшают свой внешний вид, сбрасывают лишний вес, вовлекаются в тренировочный и соревновательный ритм, общаются с себе подобными, изменяют культуру питания и поведения.
Тренеры из системы детско-юношеского и массового спорта добились в последние годы в России огромных успехов – достаточно взглянуть на динамику таких социально-экономических показателей, как продолжительность жизни, снижение уровня заболеваемости и смертности, уменьшение потребления крепкого алкоголя и пива. Если же говорить о достижениях тренеров из системы профессионального спорта, то результаты сочинской Олимпиады и Паралимпиады 2014 года настолько вдохновили и сплотили жителей России, повысили уровень патриотизма и доверия к руководству страны, что сейчас россияне готовы решать задачи любого уровня сложности – в политике, экономике, социальной жизни.
Роль российских тренеров в последние годы заметно возросла. Однако на этом пути всё ещё имеется ряд проблем имиджевого, финансового, статусного характера. Поэтому в последующие годы следует ожидать решения упомянутых вопросов и дальнейшего продвижения профессии тренера как одного из главных ваятелей человеческого капитала.
См. также: О динамике развития массового спорта в России