С переходом к рыночной экономике, когда вся система хозяйственных взаимоотношений в физкультурно-спортивной сфере стала переводиться на коммерческие принципы, спрос на квалифицированный управленческий труд стал быстро нарастать. Существенное сокращение, а иногда и полное прекращение финансирования побудило большинство участников спортивной индустрии искать пути привлечения дополнительных доходов – за счёт акционирования, спонсорства, использования инструментов рекламы, маркетинга, работы со СМИ и общественностью. В новых условиях значительное преимущество получали те клубы и спортивные организации, которые располагали лучшими менеджерами и большими денежными ресурсами, ставшими платформой для дальнейших спортивных и финансовых побед.
Эта прочная связка «менеджер – финансовая база – спортивный и коммерческий успех» стала в современном спорте фундаментальной основой, альфой и омегой спортивного бизнеса. Начальным элементом упомянутой связки является спортивный менеджер, от знаний, умений и личных деловых качеств которого во многом зависит успех или неудачи всей спортивной организации. Понимание этого факта и обусловило повышение спроса на квалифицированных специалистов в области спортивного менеджмента, подготовило технологическую и кадровую революцию во многих отраслях спортивной индустрии. Смещение акцентов с бюджетного финансирования на рыночные принципы обнажило тот факт, что, с одной стороны, квалифицированных топ-менеджеров в спорте повсеместно не хватает, а, с другой стороны, что многие руководящие посты в государственных и коммерческих структурах заняты людьми случайными, не имеющих современных знаний и не обладающих навыками эффективного менеджмента. Ментальные схемы и модели прошлого, характерные для руководителей спортивных организаций образца 1980-1990-х годов, являются серьёзным тормозом для спортивной индустрии России и стран СНГ.
Здесь мы плавно подходим к другому типу спортивного менеджмента – управлению отраслью физической культуры и спорта в целом, осуществляемого по нисходящей линии от федерального центра к уровням краёв, областей, муниципальных образований.
Долгие годы подготовке спортивных менеджеров высшего и среднего звена государственного управления не придавалось большого значения. Всегда считалось, что двигательная активность и спорт – весьма простые по своей экономической и организационной природе отрасли; здесь не требуются, в отличие, например, от промышленности, сложных управленческих решений, привлечения инноваций, научных знаний или иностранных специалистов.
Конечно, уже в середине 1990-х годов стало понятным, что для повышения уровня профессионализма в футболе, хоккее и других видах спорта следует привлекать к работе иностранных атлетов или тренеров. Но никому в голову не приходила мысль использовать для повышения эффективности отрасли физкультуры и спорта зарубежных менеджеров в министерствах спорта, в Олимпийском комитете России, в РФС и спортивных федерациях. (Правда впоследствии, в 2013 году, Союз мусульман Казахстана предлагал купить нового министра спорта).
Только теперь, к началу 2010-х годов, осознание сложности и многообразия проблемы управления физической культурой и спортом стало доминировать в правительственных кругах. На Олимпиаде в Лондоне приступила к работе группа российских специалистов и менеджеров, изучающая функционирование олимпийских объектов, движение потоков гостей и болельщиков, системы транспорта и безопасности, сферу размещения атлетов и всю инфраструктуру гостеприимства. В этом же, 2012 году, де-факто начал свою работу Международный олимпийский университет в Сочи, который, как планируется, будет готовить топ-менеджеров для системы государственного управления спортом, коммерческими организациями и неправительственными учреждениями.
Заблуждения о простоте и даже примитивности управления массовым спортом также всё ещё сильны как во властных коридорах, так и в широких кругах общественности. Суждения здесь примерно таковы: надо вкладывать в физкультуру и спорт больше денег – и всё образуется само собой. При этом остаются за полем зрения такого поверхностного взгляда такие вопросы, как оптимизация выбора объектов инвестирования, формирование интереса к отдельным видам спорта, развитию фит-бизнеса и самостоятельным занятиям спортом. Выпадают из фокуса внимания вопросы инвалидного и детско-юношеского спорта, создания спортивной инфраструктуры в малых городах и населённых пунктах, отслеживание уровня здоровья, табакокурения, алкоголизма, продолжительности жизни населения.
Современные спортивные менеджеры из сферы государственного управления должны научиться по-новому смотреть на отрасль физической культуры и спорта, оценивать ее параметры с помощью усовершенствованных показателей, выходя за рамки привычных критериев количества физкультурников, разрядников и числа спортсооружений. В условиях стареющего населения, большого количества людей с ограниченной или утраченной трудоспособностью, с высоким уровнем потребления алкоголя и наркотических средств, современным спортивным менеджерам следует перераспределить финансовые потоки от профессионального к массовому и оздоровительному спорту, предоставив профессионалам самостоятельно зарабатывать денежные средства, не используя для этих целей бюджеты субъектов федерации.
Перечисленные нами проблемы требуют очень квалифицированного труда, глубоких управленческих знаний и умений. От устоявшихся стереотипов о простоте управленческого труда в сфере физической культуры и спорта следует освобождаться как можно скорее.