В оценке маркетинговой ситуации и принятии управленческих решений важно учесть весь комплекс вопросов, связанных с функционированием рынков двигательной активности. Сити-менеджеру требуется адекватная классификация рынков, точная и правдивая информация, поступающая с этих рынков, а также прогнозные данные, выработанные на основе принятых к исполнению моделей.
Принятая традиционная классификация по видам спорта и подразделению массового спорта на отдельные составляющие ныне безнадежно устарела и нуждается в серьезной корректировке. Почему это так? Потому, что из сферы анализа выпадают целые пласты проблем и сегментов рынка двигательной активности.
Например, еще два-три десятилетия назад в России полностью отсутствовала сфера спортивного бизнеса, с развитой системой фитнес-клубов, частных спортивных школ и клубов по различным видам спорта и оздоровительным методикам. Практически никогда не отслеживалась динамика людей, занимавшихся двигательной активностью индивидуально, в инициативном порядке. Не было также надежной статистике по лицам, увлекающимся экстремальными видами спорта.
В современной классификации данные пробелы должны быть устранены. Для выработки состоятельной маркетинговой стратегии следует ввести в рассмотрение организованные и инициативные (неорганизованные) рынки двигательной активности (см. схему на рис.1).
К организованным рынкам двигательной активности относятся все официально действующие структуры и институты, относящиеся к сфере физической культуры и спорта прямо или опосредованно – рынки профессионального спорта и проведения регулярных чемпионатов, систему подготовки спортсменов и тренеров, инфраструктурные объекты (стадионы, бассейны, спорткомплексы, ледовые дворцы спорта, спортивные базы); рынки массового спорта (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивно-педагогические коллежи и вузы) и фитнес-индустрию.
К системе организованных рынков также необходимо отнести спортивные и оздоровительные СМИ – телеканалы, радиостанции, официальные интернет-ресурсы спортивной направленности.
Под неорганизованными или инициативными рынками мы будем понимать такие сегменты двигательной активности, которые реально существуют, но составляют «теневой» сектор. Причем он может быть довольно значительным и сопоставимым по своим размерам (по численности участников) с сектором официальным. Особенно это характерно для тех городов и населенных пунктов, где объекты и учреждения организованного рынка единичны, запущены или неразвиты.
Весьма объемными сегментами инициативных рынков двигательной активности и спорта являются корпоративный сектор (руководители предприятий и акционеры вводят волевым решением внутренние первенства по видам спорта или иным образом вовлекая персонал компании в физическую активность). Повсеместным явлением стали в городах неформальные соревнования ночных гонщиков на автомобилях и мотоциклах. Появляется все больше экстремалов, производящих прыжки с парашютом с высотных объектов (бэйсджамперы), преодолевающих на бегу уличные препятствия (паркур), соревнующиеся на велосипедах, роликах и скейтах.
Немало людей, делающих утренние или дневные пробежки по собственной инициативе, с целью поправить здоровье или снизить вес. По экспертным оценкам, 8-9% населения ежедневно или периодически делает утреннюю гимнастику или занимаются в домашних условиях йогой, а также другими практиками.
С ростом обеспеченности населения компьютерами и появлением широкополостного интернета значительное распространение получил такой сегмент околоспортивного рынка, как фан-клубы болельщиков и сайты спортивного содержания, принадлежащие частным лицам. Эти элементы инициативного рынка физической активности набирают все большую популярность и численность.
Возникает естественный вопрос – что делать сити-менеджеру, собирающему маркетинговую информацию о физкультурно-спортивной системе города или региона, — игнорировать неофициальный сектор или все-таки брать его в расчет?
С точки зрения привычных и традиционных форм работы – лучше не ступать на незнакомую территорию, что может быть чревато казусами и неудачами, а также последующей потерей должности. Но тогда огромная часть рынка двигательной активности будет находиться вне зоны контроля и регулирования местных властей, будет оставаться «вещью в себе», с латентными тенденциями развития.
Но если попытаться формализовать инициативные рынки, вывести их из тени, дать людям возможность заниматься и соревноваться в надлежащих условиях, то это может значительно улучшить как статистические показатели системы двигательной активности города (региона), так и фактические данные по удовлетворенности граждан системой ФиС и качеством жизни на данной территории.
Нельзя использовать термин — рынок двигательной активности. Нет такого рынка.